Нобелевскую премию по литературе в 2018 году никто не получит: мужа одного из членов Шведской академии наук обвиняют в домогательствах. О том, как Нобелевский комитет собирается восстанавливать репутацию, — в репортаже Андрея Шашкова.

Академия, 18 членов которой каждый год выбирают лауреата Нобелевской премии, объявила перерыв по техническим, а точнее, по юридическим причинам. Все дело в ее уставе: по нему членов избирают пожизненно, и даже если кто-то отходит от дел фактически, его место остается вакантным. Для выборов лауреата при этом необходим кворум из 12 человек.

В ноябре 2017 года прозвучали первые заявления о домогательствах мужа члена Академии Катарины Фростенсон — Жана-Клода Арно, о чем, в общей сложности, рассказали 18 женщин. Кроме того, Арно обвиняют в том, что он разглашал имена будущих лауреатов до того, как их объявляли официально — хотя сам он все это отрицает.

Несколько академиков пожаловались на Арно постоянному секретарю организации Саре Даниус. Та отказалась принимать меры, и сразу три женщины-академика ушли в знак протеста — число «пустующих» мест в академии выросло до пяти. К апрелю 2018 года под давлением критиков Академию покинули и Фростенсон, и сама Даниус.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Изменить правила избрания новых академиков, чтобы вновь обеспечить кворум, своим указом уже пообещал король Карл XVI Густав. Перерыв длиной в год нужен не только чтобы набрать в Академию новых членов, но и поправить ее имидж.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Борьба с домогательствами, которая началась с продюсера Харви Вайнштейна в Голливуде, продолжает свое, как сказали бы раньше, «триумфальное шествие» по планете. Ее жертвам помогают специальные фонды, в их поддержку выступают лауреаты на вручениях «Эмми» и «Золотого глобуса», о них снимают документальные фильмы. А сексуальные агрессоры по всему миру — от Нью-Йоркского балета до японского Минфина — банкротятся, лишаются наград и уходят в отставку.