Пандемия коронавируса и режим самоизоляции изменили жизнь всех, и особенно ― волонтеров. Помогать другим стало и важнее, и опаснее. И если некоторые центры заморозили или поменяли вид помощи, то другие не могут останавливаться, потому что от них зависят чужие жизни. Как, например, поисково-спасательные отряды. На этой неделе президент России продлил режим самоизоляции до 11 мая, но даже карантин не спасает людей от риска оказаться без помощи и без связи далеко от дома. О том, как волонтеры работают в условиях пандемии, ― в материале корреспондента RTVI Ирины Воробьевой.

Сергею 40 лет, он инвалид детства. Пропал где-то между Москвой и Московской областью. Про него известно, что он любит путешествовать на электричках, должен принимать сильнодействующие лекарства, имеет психическое заболевание и очень общителен. Сергея ищут сразу в нескольких городах полиция и добровольцы.

Юлия Свириденкова, волонтер ПСО «Лиза Алерт»: «У нас была массивная оклейка. У нас клеились железнодорожные станции его любимые, потому что он любил на электричках кататься. Мы оклеили Александров, Тулу, Тверь и казанское направление: это Коломна и Воскресенск».

Сергей пропал, выйдя из дома безо всякого пропуска ― он просто не знает, что это. Соцкарта, вопреки угрозам, не заблокирована ― можно кататься. А московская полиция его просто отпустила: не до людей с инвалидностью сейчас, надо самоизолированных ловить. К счастью, пропавшего нашли живым. Сработали ориентировки и перепосты в соцсетях.

Юлия Свириденкова, волонтер ПСО «Лиза Алерт»: «Через три дня его нашли на Казанском вокзале, он опять приехал на свою любимую электричку в 23:43. Ориентировки работают всегда. Это один из главных инструментов в поисках пропавших людей».

В обычное время к поискам пропавших добровольцы привлекают всех, кто может помочь. Сейчас это невозможно, а значит ресурсы поисковиков сильно ограничены.

Григорий Сергеев, руководитель ПСО «Лиза Алерт»: «Мы ограничили команды, мы сделали работу „двойками“, автономными преимущественно. То есть стараемся работать без штаба. Штаб ― это то место, которое всегда было на поисках, куда люди приезжают, получают задачи. Мы им там объясняем, что происходит и как происходит. Теперь мы лишились такого места, как штаб, потому что это как раз та зона, где все толпятся».

Григорий Сергеев впервые вышел на поиски в 2010 году. Сегодня он возглавляет самый крупный в России поисково-спасательный отряд ― «Лиза Алерт». Назван в честь Лизы Фомкиной ― пятилетней девочки, которую живой не нашли. Не успели.

За 10 лет спасли сотни. В 2020 году в отряде множество волонтеров в десятках регионов. В период пандемии работа добровольцев не останавливается.

Григорий Сергеев, руководитель ПСО «Лиза Алерт»: «Мы работаем во всех средствах защиты, естественно: перчатки, маски, респираторы. Уровень защиты, который мы пытаемся создать с нашими поисковиками, достаточно серьезный».

Искать пропавших даже в опустевшем городе ― задача непростая. Но как же так? Ведь мы знаем, что нарушителей коронавирусного карантина отслеживают буквально при каждом выходе из подъезда. Оказалось, что видеонаблюдение для поисковиков не новость. Камеры помогают уже не первый год.

Григорий Сергеев, руководитель ПСО «Лиза Алерт»: «Камер много не бывает, камеры ― абсолютное добро. Это не только «Большой Брат», который следит за вами каждую секунду. Это ваш шанс на спасение, когда что-то пошло не так».

Алерт1

Архивное фото Фотография: Артем Геодакян / ТАСС

Департамент Информационных технологий Москвы ― ведомство, которое отвечает за всю техническую часть работы видеонаблюдения в городе. Сейчас в Москве установлено больше 175 тысяч камер. И каждое ОВД подключено к системе.

Дмитрий Головин, начальник управления городского видеонаблюдения ДИТ Москвы: «Большой разницы между раскрытием какого-то правонарушения или преступления и поиском пропавшего лица, в технической части, нет».

И даже там, где камер совсем немного, именно они дают шанс.

Григорий Сергеев, руководитель ПСО «Лиза Алерт»: «У нас есть прекрасная история про выжившего ребенка в Вологодской области, когда было всего две камеры в селе и одна из них сыграла суперключевую роль. И те небольшие силы, которые у нас были, мы направили в нужную сторону и на грани по времени успели спасти жизнь двухлетней девочки».

Дмитрий Головин, начальник управления городского видеонаблюдения ДИТ Москвы: «Для поиска пропавших людей можно использовать любой тип камер. Все камеры смотрят на какие-то общественные места в городе. Можно посмотреть, в какие подъезды он зашел или по какому пути перемещался и отслеживать этот путь».

Городской округ Зеленоград. Здесь в 2019 году пропал дезориентированный дедушка. Поисковики сначала проверили ближайший лесной массив, но вскоре начали отрабатывать версию, что он пошел в сторону города.

Александр Щукин, координатор ПСО «Лиза Алерт»: «Вот первая камера за моей спиной, которая помогла нам найти первое свидетельство нашего дедушки. Она смотрела на перекресток, который здесь находится, и помогла нам увидеть дедушку, бегущего по диагонали, перебегающего дорогу. Таким образом мы поняли его направление. Мы начали следить его маршрут по камерам, он дошел до этой остановки. После чего камера, находящаяся за моей спиной, на подъезде, нам помогла установить, что он сел в автобус. После чего нам надо было установить маршрут. Вот, кстати, 32 маршрут, в который он сел. И проехать по его маршруту в надежде, что где-то на остановке он находится».

Так и вышло: на конечной остановке добровольцы нашли пропавшего. Пожилые люди вообще пропадают часто. И если в обычное время они могут потеряться по дороге из магазина, то сейчас появилась новая проблема.

Екатерина Герасименко, начальник розыскного отделения ОУР УМВД России по Одинцовскому городскому округу: «Количество заявлений о том, что не отвечают пожилые родственники, увеличилось».

Екатерина Герасименко ― майор полиции. Она разыскивает пропавших людей в рабочее время, а после службы записывается добровольцем в поисковые и спасательные организации, и даже в летный отряд.

Екатерина Герасименко, начальник розыскного отделения ОУР УМВД России по Одинцовскому городскому округу: «Мы приехали сейчас на место, откуда пропал мужчина. Хотим дополнительно осмотреть местность при помощи собаки. Уже на протяжении двух лет мы привлекаем добровольцев с собаками, которые разыскивают тела погибших людей».

Речь идет об уникальных поисковых собаках. Таких в стране ― единицы. Да, они способны найти тело погибшего по запаху. И хоть это не самая приятная тема, найти того, кто умер, порой не менее важно, чем живого.

Юрий Храмов, кинолог: «Собака полезна там, где ты не видишь, где человек не видит, а собака способна это носом учуять и иногда с больших расстояний».

Алерт2

Архивное фото Фотография: Артем Геодакян / ТАСС

Представим очень вероятную картину: пожилой человек один в квартире, самоизолирован, не выходит из дома. В период пандемии если с ним что-то случится, то соседи вряд ли заметят. И если за дверью умерший, что делать? Оснований вскрыть дверь нет, а запах для человеческого носа слишком слабый. Тогда приезжают кинологи с собакой по кличке Гром.

Юрий Храмов, кинолог: «У нас был опыт, когда он показывал на электрощиток. Герметичная дверь, и выход запаха не через дверь, а по техническому каналу, в электрощиток, и оседал там».

Пошел второй месяц нерабочих дней, да еще и майские праздники. Люди массово уезжают за город и идут гулять в лес. Но вот незадача: в лес-то ходить запрещено.

Григорий Сергеев, руководитель ПСО «Лиза Алерт»: «Те, кто заблудится в лесу и знает, что его за это оштрафуют, естественно, он никуда звонить не будет. До последнего. Он будет звонить родственникам, еще кому-то, и мы получим высаженный телефон. Не хочу об этом думать, что это будет регулярно. Хочу думать, что все будут очень обязательные к своему состоянию и, как только они потерялись, сразу не преминут нам об этом сообщить».

Самый главный враг при пропаже человека ― время. Полиция и добровольцы снова и снова напоминают: правило трех суток ― это миф! Если вы не можете связаться с близким и думаете, что он пропал, обращайтесь немедленно. Даже в условиях пандемии вам обязаны помочь. Ну а если вы видите ориентировку на пропавшего, просто не проходите мимо. Ведь именно ваша помощь может оказаться решающей.