Историки и археологи смогли установить точное место захоронения более 6,5 тысяч жертв сталинских репрессий. На расстрельном полигоне «Коммунарка» в Новой Москве завершили масштабное исследование с применением самых современных технологий — от съемки с квадрокоптеров до использования георадаров. Корреспондент RTVI Артем Филатов побывал на полигоне и узнал, почему ученые считают эти работы огромным прорывом в изучении истории репрессий.
Кресты и церковь среди деревьев расположены примерно в 500 метрах от Калужского шоссе. Еще недавно это было ближнее Подмосковье, теперь — Новая Москва. Место с историей: еще до начала большого террора на 24-м километре Калужского шоссе построили дачу для руководителя НКВД, создателя ГУЛАГа Генриха Ягоды. В 1937 году могущественного чекиста арестовали, а его дачу переоборудовали под новые нужды.
В 1937 году чекисты готовились убивать большое количество людей и заранее находили тайные места. 80 лет назад здесь тоже был лес, но трасса не была такой оживленной. На всякий случай местным жителям говорили, что здесь не расстрельный, а обычный полигон.
В какой именно части леса находятся захоронения, стало известно только сейчас. Гипотеза появилась благодаря трофейному аэрофотоснимку Люфтваффе 1942 года, который нашли в американском архиве. Исследователи сопоставили этот снимок с новыми данными: сегодня есть съемки с квадрокоптера, данные георадара, который позволяет насквозь просветить почву, а также детальное обследование ландшафта.
Михаил Жуковский, археолог (АНО «Современные технологии»): «Будут видны какие-то западины, бугорки, какие-то неровности. И если их зафиксировать и посмотреть на эту карту в целом, то сразу проступят контуры ям, которые и являются местом захоронения».
Автор исследования Михаил Жуковский говорит, что для него эти работы представляют не только научной, но и личный интерес, ведь в его семье тоже есть репрессированные. Коллега Жуковского, заведующий кафедрой археологии МГУ Анатолий Канторович показал одну из ям, в которую бросали тела. Он говорит, что такое невозможно перепутать с воронкой от снаряда.
Анатолий Канторович, завкафедрой археологии МГУ: «Мы видим здесь несколько таких провалов — прямоугольных, овальных, квадратных, разного размера, на краях которых потом высадили деревья, чтобы их укрепить. Буром удалось в нескольких таких ямах установить на глубине около двух метров останки людей. Причем сквозь глинистую почву он довольно легко проходил и далее упирался в останки людей».
Особенность полигона «Коммунарка» в том, что захороненные здесь люди были репрессированы именно по политическим мотивам. Помимо руководителей столичных учреждений и представителей интеллигенции здесь покоятся иностранцы. При Сталине было расстреляно почти все руководство Латвийской Республики, Монголии, а также коммунисты из Германии, Франции, Финляндии и других стран. Теперь стало понятно, где именно лежат все эти люди.
Елена Жемкова, исполнительный директор «Мемориала»: «Это очень важный и существенный шаг на пути к правде. Потому что, например, нам показали, как в результате исследований, которые проводились этим летом, было точно доказано, где могил нет, а с другой стороны, нам показали, где могилы есть. И очень важно, что это сделано щадящими, нетравматическими методами».
Как проходили работы в Коммунарке? Интервью исполнительного директора «Мемориала» Елены Жемковой
В отличие от недавних раскопок Российского военно-исторического общества в Сандармохе, археологи в Коммунарке пока не вскрывали захоронения. На данный момент задача — собрать максимум информации современными научными методами.
Роман Романов, директор Музея истории ГУЛАГа: «Может быть, это станет такой практикой, которая будет принята на федеральном уровне, чтобы потом только так. Если какие-то появляются инициативы на местах или кто-то желает произвести исследования на местах, то на таком уровне это должно быть проделано: с такими этапами, периодами и таким уровнем проработки».
Уже скоро в Коммунарке откроют Стену памяти — на ней будут перечислены фамилии всех репрессированных. Теперь в планах сопоставить расстрельные списки с размером захоронений. Сейчас их обнаружено 47. Благодаря более детальной информации ныне безымянные ямы можно будет назвать братскими могилами, к которым могут прийти родственники.