Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» учредила еврейское отделение. В нем теперь ждут всех тех иудеев (родом, прежде всего, из СССР), которых пугает миграционная политика ФРГ. В умеренных партиях решение АдГ назвали лицемерием, а лидеры иудейских организаций призвали своих членов «не позволять использовать себя в сомнительных целях». Кто из евреев вступил в ряды правых популистов и зачем, выяснял шеф европейского бюро RTVI Константин Гольденцвайг.
Районный дом культуры на окраине Висбадена оцеплен полицией. Только так собравшиеся здесь ощущают себя в безопасности. Внутри, в спортзале, каждая вторая голова прикрыта кипой. На улице, говорят, ее теперь не наденешь.
Леон Хакобян, член правления партийной группы «Евреи в „Альтернативе для Германии“»: «Во многих еврейских общинах, особенно в больших городах, ходить в кипе на улице стало просто небезопасно. <…> Я как-то проводил такой эксперимент: вышел в кипе на улицу, и какие-то арабы кричали что-то на арабском вслед».
Дмитрий Шульц, учредитель партийной группы «Евреи в „Альтернативе для Германии“»: «Евреи в Германии уже долгие столетия, они всегда здесь были. Поэтому это все нормально».
Как и многие здесь, рожденный в СССР Дмитрий Шульц сначала нащупал в себе немецкие корни. Учредив в «Альтернативе для Германии» группу российских немцев. Потом вспомнил о корнях иудейских.
Так в ультраправой партии возникла еврейская группа. В обеих русский — основной язык. В обеих всех приезжих делят на мусульман и немусульман. На пресс-конференции сразу задают вопрос: «То есть вы евреи-нацисты?»
Бернхард Краускопф, партийная группа «Евреи в „Альтернативе для Германии“»: «Вы обратились сейчас к человеку еврейских и немецких корней, отец которого потерял более пятидесяти близких в нацистских лагерях смерти. Вам следует быть поумней и не говорить такую чушь».
Посредине — звезда Давида, а на слева на груди — значок партии. Таких, как Александр Драбкин, на стотысячную еврейскую диаспору ФРГ пока пара десятков человек. Они называют себя «произраильской силой» и уверены: в сегодняшней Германии опасность для евреев — в ползучей исламизации.
Александр Драбкин, партийная группа «Евреи в „Альтернативе для Германии“»: «Большинство из них сейчас приезжает с тремя женами и всем прочим. И эта постоянная Messestecherei, то есть поножовщина, это все происходит из-за мусульман. Европейцы просто не в состоянии так ножами орудовать, а там это принято».
Александр Столяр, участник еврейского митинга против «Альтернативы для Германии»: «Сейчас они наезжают на мусульман. Но когда с мусульманами они закончат, мы, наверное, следующие? Потому что мы тоже не немцы».
Так в те же минуты в соседнем Франкфурте против праворадикальной «Альтернативы для Германии» митингуют сотни студентов-евреев, убежденных: в стране с такой историей движение, что вновь воюет с этническим меньшинством, быть кошерным не может.
Сергей Лагодинский, политолог: «С другой стороны, мотивация самой партии, естественно, в том, что, имея еврейское крыло, они могут им прикрываться. <…> «„Ну как же, мы же не можем быть антисемитами! У нас же евреи есть и, вообще, еврейская организация…“»
Вера Косова, председатель партийной группы «Евреи в «Альтернативу для Германии»»: «Я никогда в моей партии не ощущала антисемитизма. И для меня это, естественно, самое главное».
Но обвинения в расизме и антисемитизме в адрес «Альтернативы для Германии» звучат в эти дни со стороны семнадцати еврейских общин ФРГ. И они не беспочвенны, признают теперь в мемориале, расположенном в бывшем концлагере Заксенхаузен. Сюда этим летом прибыл автобус с экскурсантами из числа избирателей главы партии Алис Вайдель. Избирателей — редкий случай — вскоре пришлось отправить обратно.
Хорст Зеференс, мемориальный музей концлагеря Заксенхаузен: «От них звучали реплики вроде: «Да неужели вы во все это верите?» Потом послышались утверждения, будто газовые камеры в войну использовались лишь в США. А когда наш гид стал им рассказывать о крупнейшем в Заксенхаузене массовом убийстве в 1941-м (вскоре после нападения на СССР здесь расстреляли свыше десяти тысяч советских военнопленных), тогда другой участник экскурсии стал кричать: „Да не было ничего такого!“»
Опыт историков подтверждают и социологи. Из парламентских партий на вопрос, не слишком ли велико еврейское влияние в мире, только сторонники «Альтернативы для Германии» в большинстве отвечают: «Да, слишком!».
Александр Гауланд, председатель партии «Альтернатива для Германии» (июнь 2018 года): «Время Гитлера и нацистов — просто мелкий птичий помет в сравнении с тысячей лет успешной немецкой истории!»
А Бьерн Хекке, бывший учитель истории, требовал полного разворота в немецкой культуре памяти. О берлинском мемориале жертвам Холокоста этот политик крайне правых взглядов отзывался так: «Мы, немцы — единственный в мире народ, который устанавливает памятник позора в самом центре своей столицы!»
Александр Драбкин, партийная группа «Евреи в „Альтернативе для Германии“»: «Нацисты — все они уже давно сдохли, повешены, *****. Надо жить дальше, *****, а не вечно жить с виной».
Дальше у евреев в «Альтернативе для Германии», не сомневается Александр, будет совсем новая жизнь, и ни к чему устаревшие параллели. На вопрос, что делать с приезжими иноверцами, у них есть простой ответ: «выгонять».