На фоне растущего числа заболеваний среди курильщиков вейпов администрация Дональда Трампа собирается запретить почти все виды электронных сигарет. По официальным данным, из-за курения вейпа за последнее время в США умерло как минимум 18 человек и почти у тысячи обнаружили легочные заболевания. Но дело в том, что запрещать будут далеко не все «заменители» обычных сигарет: например, IQOS только выходит на американский рынок. И это, кажется, никого в администрации не беспокоит. Подробности — в материале корреспондента RTVI в Нью-Йорке Гарри Княгницкого.
Светлые участки на рентгеновских снимках легких вейперов — это либо зоны воспалений, либо уже мертвые зоны, то есть легочная ткань там почти разрушена. Может ли она восстановиться, пульмонологи и сами не понимают. Примерно так же выглядят легкие 800 вейперов в разных штатах. И что ни день, то новая смерть.
Сергей Капчиц, владелец вейп-магазина: «Во всех новостях пишут, что в самом низу этих стиков были картриджи с марихуаной»
Кроме каннабиса, в таких картриджах масса всевозможных присадок. Одна из них — масло витамина Е — считается безобидной.
Борис Сагалович, пульмонолог: «Это масло нагревается, превращается в пар и оседает в легких. Потом, когда оно охлаждается в легких, становится маслом. Не паром, а маслом. И оттуда не выходит. Это вызывает воспалительный процесс и сильное воспаление легких. Это то, что мы пока знаем. Но это далеко не все».
Марихуановые картриджи не нужно заказывать у драгдилеров: в большинстве штатов такие жидкости для вейпов свободно продаются в специальных магазинах. Но многие погибшие и пострадавшие от странного дыма покупали смеси на черном рынке. Там дешевле, и возраст не спрашивают.
Назим Таривердиев, вейпер: «Если следить, то все эти кейсы по смертям и заболеваниям происходят в тех штатах, где эта самодельная жидкость продается нелегально».
Но Вашингтон и власти штатов стали запрещать и легальную продажу вейпов. И не только с марихуаной, но и с фруктовыми ароматами. Все потому, что они привлекают молодежь.
Евгений Ногинский, специалист по PR: «Сейчас популярен слоган „Электронные сигареты — для взрослых курильщиков‟. Но о чем мечтает молодежь? Стать взрослыми. Поэтому молодежь бросается покупать сигареты, чтобы показать себя взрослым человеком».
Сейчас примерно у каждого пятого американского старшеклассника есть такой девайс. Заряжается от USB-порта. Эргономично, современно, стильно. Только успевай картриджи менять. К тому же удобно прятать от учителей и родителей. И никакого запаха: «А ну, сынок, дыхни» — тут не сработает.
Новое поколение электронных сигарет называется Juul. Четыре года назад это был никому не известный грошовый стартап. А сегодня компания стоит $38 млрд и охватывает три четверти американского рынка электронных сигарет. Для них есть масса картриджей: со вкусом табака, ментола и всевозможных фруктов.
Реклама и продажа всех этих яблочных, дынных и каких угодно ароматов не регулируются законом так, как торговля обычными сигаретами. Попытки ограничить оборот фруктовых вейпов были, но за Juul замолвили слово нужные люди.
Сергей Костяев, политолог, преподаватель Rutgers University: «В 2016 году, когда администрация Обамы принимала новое постановление о регулировании всех табакокурительных изделий, лоббистам удалось исключить запрет на табак с примесью фруктов. Белый дом сказал им это положение исключить. А почему он это сказал? Потому что сотрудники бюджетного управления при президенте потом пошли работать в Juul. В этом вся история».
Та история уже подзабылась. Сейчас на фоне вейп-скандала глава Juul ушел в отставку. А в руководство компании пришли люди из материнской Altria Group, которой теперь принадлежит бренд Marlboro (раньше его выпускал известный табачный гигант Philip Morris).
Новые антикризисные управленцы умеют и общественное мнение успокаивать, и договариваться с чиновниками. FDA — это что-то наподобие Роспотребнадзора: ведомство следит за качеством продуктов и лекарств. И вот какая странная вещь получается. Весной нынешнего года то самое FDA одобрило iqos — устройство, куда вставляешь стик, набитый табаком, нажимаешь кнопку и наслаждаешься сеансом iqos. Производитель утверждает, что это называется не курением, а именно сеансом. Более того, производитель позиционирует это как борьбу с курением: якобы он заботится о нашем здоровье и хочет, чтобы мы завязали с обычными сигаретами.
И производитель таких устройств никто иной, как компания Philip Morris. Решили избавить Америку от Juul? Получите iqos. Выпускают девайсы на заводах Philip Morris в тех странах, где iqos разрешен. А это примерно 50 государств. Америка войдет в их число лишь в этом году. FDA два года рассматривала заявку Philip Morris, пока не одобрила iqos в США.
Нью-йоркский политолог Сэм Клигер наслаждается сеансом iqos прямо в офисе. Стики ему привозят из-за границы, главным образом — из Украины. Дыма почти не видно, запаха почти не чувствуется, да и риск пожара нулевой, iqos ведь не горит, а нагревает. На том и строится маркетинг. Производитель уверяет: вреда для здоровья меньше, чем от обычных сигарет. Регуляторы в разных странах это подтверждают. Но продукт на рынке всего пять лет. Кто знает, что вскроется дальше? В безвредность вейпов же тоже поначалу поверили.
Сэм Клигер, политолог: «Чего бояться? Хуже сигарет, наверное, ничего нет, если говорить о табачных изделиях. Так я курил сигареты, а так курю iqos. Вообще надо курить поменьше, еще лучше бросить совсем. Но не получается».
Президент США игнорирует грядущий выход iqos на американский рынок и высказывается за запрет ароматических вейпов. И подключает к кампании против Juul и ей подобных свою жену.
Мелания Трамп, супруга президента США Дональда Трампа: «Наша администрация поддерживает запрет на продажу ароматизированных электронных сигарет, если они не одобрены FDA».
Data shows a high usage of flavored e-cigarettes among our youth. It’s our responsibility as parents to understand the dangers that come from vaping. Our Administration supports the removal of flavored e-cigarettes from stores until they’re approved by @US_FDA. #BeBest pic.twitter.com/02O5waTgIj
— Melania Trump (@FLOTUS) 11 September 2019
После этого Трамп сказал, что Мелания переживает за своего 13-летнего сына Бэррона. Он, действительно, практически в группе риска. Большинству пострадавших от вейп-эпидемии от 18 до 34 лет.
Сергей Костяев, политолог, преподаватель Rutgers University: «Безусловно, это игра на публику, поскольку, когда молодые обеспеченные подростки умирают, естественно, это вызывает резонанс у политиков, потому что такие люди опять же делают взносы в предвыборные фонды».
Табачные компании, впрочем, тоже делают взносы. Так что пока все запреты на ароматические вейпы хоть и звучат громко, но, по сути, остаются временными. И Белый дом, и штаты издают указы, а не принимают законы. Ждут, чем закончится расследование по поводу Juul и вообще всех имеющихся на рынке вейпов. Следствие ведет FDA, с которой теперь сотрудничают публично раскаявшиеся в неверной стратегии продаж, но опытные переговорщики от табачных производителей.