Синод Константинопольского патриархата дарует Киеву независимость. Вопрос лишь в том, какая именно церковь теперь станет главной: каноническая УПЦ Московского патриархата, Киевский патриархат или Украинская автокефальная церковь. Удастся ли избежать столкновений из-за томоса, зависит от Киева. Во внутренних противоречиях украинской церкви разбирался корреспондент RTVI Антон Полищук.

У Киево-Печерской лавры не умолкают колокола. Пока в Стамбуле Синод Константинопольской патриархии принимает решение о независимости украинской православной церкви, главная святыня страны будто призывает паству к обороне. Лавра находится под управлением Московского патриархата, но после предоставления Киеву автокефалии неизбежно встанет вопрос о перераспределении церковной собственности.

Владимир Цибулько, депутат Верховной Рады IV созыва: «Это место силы. Сакральное место, где находятся мощи святых».

С известным писателем, обозревателем и в недалеком прошлом депутатом Верховной Рады съемочная группа RTVI осмотрела вековые стены и фрески лаврских церквей. Без этого храмового комплекса украинскую автокефалию невозможно представить. Именно поэтому противостояние, кажется, неизбежно.

Владимир Цибулько, депутат Верховной Рады IV созыва: «Нужны будут духовные жертвы. Думаю, отыщут самых сумасшедших, которые попробуют и сжечь себя, и приковать себя за ногу к кресту или чему-то другому. То есть зрелищ для телевидения будет много».

Московский патриархат в Киеве оказался в крайне сложной ситуации. Поэтому здесь стараются не делать резких движений — не встречаться с посланниками Константинопольского патриарха и вместе с тем не ездить в Москву на экстренный Синод. Но вот рядовые священнослужители Московского патриархата высказываться готовы.

Отец Бенедикт, священник Украинской православной церкви Московского патриархата: «Раскол — это всегда плохо. Вот у вас большая семья, где все думают о своем, дела какие-то делают не общие, не семейные. Это раскол! Разве это хорошо? Плохо ведь. Так же здесь, это большая православная семья. Она раскалывается».

Еще до официального объявления о томосе патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявлял, что вселенского патриарха почитать в молитвах он больше не будет. В переводе на светский язык это означает полный разрыв дипотношений с Константинополем. Дальше — хуже. Варфоломей решает снять анафему с глав непризнанных украинских церквей — Макария и Филарета. Тут уже РПЦ в ярости — Москва готова разорвать евхаристическое общение с Константинополем, то есть запретить совместные службы.

Андрей Кураев, диакон Русской православной церкви: «Ситуация очень печальная для нас. На языке войны первыми заговорили именно мы. Более того, вчера в лавре на обеде это было опубликовано на сайте патриархии, патриарх сказал потрясающие слова: Мы пошли на разрыв с Константинополем, потому что. Понимаете, сама фраза мы пошли на разрыв. То есть, кто инициатор разрыва, было признано вполне ясно».

Патриарха Кирилла можно понять. Если дела пойдут так, как рассчитывают в Константинополе и Киеве, в мире появится вторая по величине православная церковь после РПЦ, и лояльна она будет точно не Москве.

Игорь Скрицкий — капеллан Украинской православной церкви Киевского патриархата. Совсем недавно вернулся из зоны боевых действий. Отец Игорь был рукоположен Киевским патриархатом, то есть до сегодняшнего дня он, на церковном языке, — раскольник. Теперь, вместе с дарованием томоса Украине, священнослужитель получит новый статус и сможет принимать причастие во всех православных храмах.

Игорь Скрицкий, капеллан Украинской православной церкви Киевского патриархата: «Украинский народ находится в состоянии выхода из рабства, как евреи выходили. Они были 400 лет в рабстве в Египте, а потом Господь сказал, что надо выходить».

Формально Украинская православная церковь автокефалию еще не получила. Но решение Синода говорит, что пути назад нет. Проблема лишь в том, что томос вручается не государству — и не институту, а конкретному иерарху. В Украине борются за лидерство как минимум три церкви, и вряд ли они выберут патриарха, устраивающего всех.

Александр Саган, религиовед: «Синод должен в своем томосе указать адресата, кому предоставляется. Схема, по которой сегодня идет работа — объединяются не церкви, а объединяются епископы. То есть каждый епископ индивидуально подписывал обращение к вселенскому патриарху, что из Киевского патриархата, что с автокефальной церкви, что с Московского патриархата».

Уже сейчас понятно, что этот переговорный процесс будет непростым. Архиепископы Киевского патриархата удерживаются от эмоциональных и громких заявлений. Здесь хорошо понимают, что если одна из сторон выйдет из переговорного процесса, второго шанса может и не быть. Пока же Киевский патриархат, автокефальная церковь и несколько митрополитов Московского патриархата со дня на день намерены созвать архиерейский собор, чтобы попробовать договориться.

Климент, архиепископ Крымский и Симферопольский Украинской православной церкви Киевского патриархата: «Предоставление томоса Украинской православной церкви — не Киевского, не Московского патриархата, а именно Украинской православной церкви — это торжество исторической справедливости. Это возрождение древней Киевской кафедры. Ее все время пытались уничтожить, пытались забыть и сделать одной из епархий московского патриархата».

Вопрос обретения Украинской православной церковью независимости от РПЦ под личным контролем президента Петра Порошенко. В предвыборный год долгожданный томос — это вопрос принципа и рейтинга. Но по мнению политологов, сейчас самое время президенту остановиться и дальше позволить церковным иерархам самостоятельно решать проблемы. В таком случае появится шанс избежать серьезного конфликта в обществе.

Это хорошо понимает вселенский патриарх. Варфоломей сразу по объявлении решения о томосе призвал удержаться от какого-либо захвата храмов. Петр Порошенко уже традиционно заявил, если подобное и случится — виноват Кремль. Иерархи Киевского патриархата и автокефальной церкви уверяют, что привержены исключительно диалогу. Другое дело националисты, которые уже в праздник Покрова выйдут на традиционное факельное шествие. На что настроены они?

И еще один важный момент: побороться новой церкви предстоит и за название. Во время президентства Виктора Януковича на законодательном уровне наименование Украинская православная церковь закреплено за Московским патриархатом. Остальные должны включать приставки «Киевского патриархата» или «автокефальная церковь».