Глава российского Минздрава Михаил Мурашко заявил, что вторая отечественная вакцина «ЭпиВакКорона» начала поступать в регионы. Препарат, созданный учеными из центра «Вектор», зарегистрировали еще в октябре 2020 года и уже активно производят. При этом первую научную статью об эффективности вакцины опубликовали только недавно — 25 марта. Почему ученые и участники испытаний сомневаются в данных, которые предоставили специалисты «Вектора», выяснял корреспондент RTVI Михаил Шептун.

Денис Лагуткин, молекулярный биолог, участник клинических исследований «ЭпиВакКороны»: «Это наше второе открытое письмо, которое мы адресовали Михаилу Альбертовичу Мурашко».

Андрей Криницкий и Денис Лагуткин с начала 2021 года пытаются получить хоть какой-то ответ от Минздрава. Они участники клинических исследований второй российской вакцины от коронавируса «ЭпиВакКорона». Андрей объединил других участников исследования в телеграм-чате. Спустя время многие из них заметили: судя по тестам, организм не среагировал на препарат.

Андрей Криницкий, участник клинических исследований «ЭпиВакКороны»: «Когда мы начали проверять участников исследования, то получили примерно 50 на 50. Это было странно. Даже думали, что смещена выборка, была какая-то ошибка в перемешивании этих результатов. Но как только пошли люди с гражданской вакцинации, мы увидели, что примерно у 70% привитых вырабатываются специфические антитела».

Для «ЭпиВакКороны» нужны особые тест-системы. Это еще в декабре сообщили в центре «Вектор». Все из-за особого механизма работы вакцины.

ЭпиВакКорона_4

Фотография: Максим Слуцкий / ТАСС

Александр Семенов, руководитель Екатеринбургского НИИ вирусных инфекций ГНЦ «Вектор»: «Чтобы попасть в клетку, у вируса есть „отмычка“. Он ею вскрывает замок и залезает внутрь клетки, как вор в квартиру. Если „отмычку“ сломать, болезнь просто не сможет туда проникнуть. Антитела влияют на тот кусочек, которым вирус проникает в клетку».

По версии ученых «Вектора», обычные тесты не видят эти антитела. В итоге создатели препарата сами и придумали новые тесты. Разработчик вакцины создает и тест-систему к ней — звучит логично, но в данном случае это лишь породило недоверие. Более того, участники исследования использовали тесты, которые им предоставил Роспотребнадзор. Те самые, из «Вектора».

Денис Лагуткин, молекулярный биолог, участник клинических исследований «ЭпиВакКороны»: «Те результаты, которые мы получили на тест-системе „Вектора“, никак не согласовывались с цифрами, которые были в патенте на вакцину. У нас максимальный титр антител — 1 к 200. А у экспериментальных животных, например, — 1 к 25 600. Т.е. очень большая разница».

Реакция организма на препарат в 100 раз слабее заявленной в патенте. Почему так происходит, Андрею и Денису не смогли ответить даже на встрече с представителями «Вектора». Статья о первой и второй фазе исследований вакцины, которую в конце марта опубликовали в журнале «Инфекция и иммунитет», прозрачности не прибавила.

Антон Гопка, генеральный партнер ATEM Capital: «Третья фаза состоит из трех тысяч человек. Это недостаточно. Все вместе вызывает очень много вопросов. И в итоге вместо международного журнала выпущено это в российском журнале, который фактически курируется Росздравнадзором».

ЭпиВакКорона_1

Фотография: Дмитрий Астахов / Pool / ТАСС

Александр Семенов, руководитель Екатеринбургского НИИ вирусных инфекций ГНЦ «Вектор»: «Журнал, во-первых, достаточно известный. Во-вторых, он есть во всех международных базах данных: и Scopus, и Web of Science, и в иных. Есть в открытом доступе. Интернет существует, и в библиотеку ходить не надо. Открыл, набрал и посмотри! Не важно, где это напечатано».

«ЭпиВакКорону» презентовали как вакцину почти без побочных эффектов. Препаратом привилась глава Роспотребнадзора Анна Попова. А уже с декабря, почти одновременно со «Спутником V», «ЭпиВаком» начали прививать гражданских. Небольшие партии разошлись по регионам. Инициативная группа участников исследования настаивает: вакцинировать население нельзя, препарат нужно еще раз проверить. И провели свой эксперимент*.

У привитых «ЭпиВакКороной», привитых «Спутником V» и переболевших COVID-19 собрали плазму. В какой пробирке чьи образцы — сохранили в тайне от лаборатории. Каждую плазму перемешали с живым коронавирусом и поместили на клетки, будто это все происходит в организме. Дальше просто наблюдали: выживет вирус, заразит и уничтожит клетки или плазма его нейтрализует.

Денис Лагуткин, молекулярный биолог, участник клинических исследований «ЭпиВакКороны»: «У людей, которые вакцинированы „Спутником V“, в нашем эксперименте получилось порядка 1 к 32 — 32 раза разведенная плазма человека все еще была способна защитить живые клетки от угрозы. И у переболевших было примерно так же. Но, к сожалению, мы не обнаружили никакой нейтрализации у привитых „Эпиваком“. Ни одного положительного результата».

Криницкий и Лагуткин не утверждают, что вакцина неэффективна. Они просят «Вектор» открыто повторить исследование с клетками. По их словам, его проводил новосибирский профессор Александр Чепурнов. Он отказался прокомментировать RTVI свою работу над исследованием**. Результаты передали и Александру Семенову из уральского «Вектора». Он обещал подробно изучить документы через несколько дней.

ЭпиВакКорона_2

Фотография: Дмитрий Астахов / Pool / ТАСС

Александр Семенов, руководитель Екатеринбургского НИИ вирусных инфекций ГНЦ «Вектор»: «Пока я не вижу больших противоречий. Наверное, опять-таки, не совсем подробно и правильно им объяснили, как следует расценивать эти результаты. Вот 180 дней пройдут, и на совершенно законных основаниях люди узнают, что им вводили».

180 дней — срок, в течение которого разработчик вакцины скрывает, кто во время исследования получил препарат, а кто пустышку — плацебо. Это называется «слепое исследование» и делается для того, чтобы исключить предвзятость.

Александр Бондарев, участник исследования «ЭпиВакКороны»: «Доктора сказали, что когда ты придешь к нам на прием, то мы тебе расскажем, чем ты был привит».

Александр Бондарев тоже участник исследования «ЭпиВакКороны». В марте он заразился коронавирусом и попал в больницу. Утверждает, что в его ситуации разработчики могли бы и сообщить, что он получил: плацебо или вакцину.

Александр Бондарев, участник исследования вакцины «ЭпиВакКорона»: «Я боюсь одного: поскольку я заболел, сейчас очень легко заявить о том, что мне было проколото плацебо. „Вакцина эффективна. Те, кто получил плацебо, переболели, те, кто получил вакцину, — не переболели“. Но ведь проблема в том, что видны антитела только тест-системами центра „Вектор“».

Инициативная группа просит «расслепить» исследование до 180-дневного срока. Для производителей ведь сократили сроки регистрации, так зачем во время пандемии рисковать участниками исследования? Да и Минздраву бы лучше повременить с массовой вакцинацией «ЭпиВакКороной» до ответов на все претензии. Власть же настаивает на эффективности всех российских вакцин.

Владимир Путин, президент России: «В принципе, можно сделать любую из вакцин. Все они находятся на уровне лучших мировых образцов. Я думаю, российские вакцины лучшие на сегодняшний день. Наши препараты, уверенно это говорю, самые лучшие по всем основным трем показателям».

Но граждане пока не верят. Эксперты банка Credit Suisse ставят Россию по уровню доверия к отечественным вакцинам на последнее место в восьмерке развивающихся стран. В лидерах — Китай.

ЭпиВакКорона_3

Фотография: Максим Слуцкий / ТАСС

Алексей Петровичев, политтехнолог: «Мне кажется, это комплекс такой. Первое — это менталитет. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Второе — есть уже недоверие к власти. Вакцина ассоциирована именно с властью. Поэтому тут, конечно, кто-то не верит в вакцину, кто-то считает, что их будут обманывать».

С другой стороны, власть и не настаивает. «Левада-центр», который признан в России иностранным агентом, спросил врачей по всей стране о доступности вакцинации. Лучше всего дела обстоят в Москве, хуже всего — на Урале. О нехватке лекарств часто приходят новости из Петербурга. Накануне Смольный сообщил, что дефицит побежден.

Антон Гопка, генеральный партнер ATEM Capital: «Мы видим адекватные, на мой взгляд, действия властей. Они пока аккуратно рекламируют вакцины, чтобы не было ажиотажа. Не было никаких проблем. Иначе не сделаешь. Нельзя из воздуха произвести вакцины. И нет смысла делать жесткую рекламу».

Антон Гопка считает, что в ближайшие месяцы нехватку «Спутника V» решат производством в других странах. «ЭпиВакКороны» в поликлиниках Москвы пока нет. RTVI узнал, что привиться ею можно в Oбъединенной больнице с поликлиникой Управделами президента. Комплекс с тестами и осмотрами врача стоит 24 тысячи рублей.

*Эксперимент по выявлению антител специальной тест-системой Вектора проводился в коммерческих лабораториях

**Эксперимент по определению нейтрализующей способности сывороток привитых был проведен профессором Чепурновым (г. Новосибирск)