30 августа депутаты официально вернулись в Госдуму с летних каникул. На осень у парламентариев запланировано рассмотрение сразу нескольких законопроектов антикоррупционной направленности. RTVI выяснил, как депутаты собираются усовершенствовать раскрываемость преступлений такого рода и почему обсуждаемые инициативы едва ли помогут снизить уровень коррупции в стране.

Обстоятельства коррупционного форс-мажора

Весной депутатам пришлось оперативно рассматривать законопроекты, связанные с ответными мерами на антироссийские санкции и новыми экономическими реалиями, в которых оказалась страна из-за вооруженного конфликта на Украине. Из-за этого обсуждение многих поправок сдвинулось на осень. В сентябре и октябре Госдума обсудит сразу три законопроекта антикоррупционной направленности — часть из них была внесена в нижнюю палату парламента еще в 2020 году.

Так произошло с инициативой правительства об освобождении от ответственности чиновников и госслужащих за несоблюдение антикоррупционного законодательства при чрезвычайных ситуациях. Документ был внесен в нижнюю палату парламента два года назад для реализации «Национального плана противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы».

Национальный план противодействия коррупции — это программный документ, направленный на борьбу с коррупцией и ее предупреждение. Впервые он был утвержден президентом России Дмитрием Медведевым в июле 2008 года. С тех пор было уже семь редакций — последняя в 2021 году. Составлением плана занимается Президентский совет по борьбе с коррупцией — орган, созданный специально для мониторинга и анализа ситуации в этой сфере. В 2020 году в состав Совета вошли главы основных силовых ведомств — СК, МВД, Генпрокуратуры и ФСБ, а также председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин и глава Верховного суда Вячеслав Лебедев.

В законопроекте прописан ряд обстоятельств, при котором должностные лица могут пренебречь конфликтом интересов и не исполнять обязанности, возложенные на них законами и подзаконными актами по противодействию коррупции. Например, такими обстоятельствами могут быть признаны стихийные бедствия (наводнения, ураганы, землетрясения), пожары, массовые заболевания (эпидемии и пандемии), военные действия, террористические акты. То есть такие ситуации, предсказать вероятность которых было невозможно или затруднительно.

В целом, освобождение от ответственности в связи с чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами — это нормальная практика для всех стран. В разных правопорядках и отраслях права эти нормы могут называться «непреодолимой силой», «крайней необходимостью», пояснил RTVI управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин.

«Суть такого рода законов, как правило, сводится к тому, что лицо не может быть привлечено к ответственности за правонарушение, если у него не было возможности исполнить предусмотренные законом обязанности. Другое дело, что эти правовые конструкции должны действовать на общем уровне и нет особой необходимости вводить перечень подобных непредотвратимых обстоятельств для каждого отдельного правонарушения».

По мнению юриста, такие меры вряд ли смогут повлиять на уровень коррупции, однако поправки могут затруднить раскрытие преступлений такого рода. «В настоящее время материалы о несоблюдении госслужащими требований антикоррупционного законодательства рассматриваются специальными комиссиями, которые состоят из тех же чиновников, — добавил юрист. — То есть, если будет специальное указание считать специальную военную операцию на Украине „непредотвратимым обстоятельством“, то комиссия, безусловно, ему будет следовать».

Вместе с корректировками в закон о коррупции отдельным законопроектом Госдума рассмотрит соответствующие поправки в Трудовой кодекс, федеральные законы «О статусе судей», «О прокуратуре», «О службе в таможенных органах», «О Центральном банке» и в еще более полутора десятка документов. Как отметил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, эти поправки необходимы для приведения законов в соответствие с изменениями, которые вносятся в закон «О противодействии коррупции». Все они имеют, скорее, формальный характер. «Наш комитет отвечает за законопроект-спутник. Мы его уже рассмотрели, подготовили и готовы вносить в любой момент», — сообщил RTVI Нилов.

К коррупционным деяниям принято относить: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 УК РФ), дачу взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), посредничество во взяточничестве (291.1 УК РФ) и некоторые другие статьи, подходящие под понятие «коррупция». Как показывает статистика, количество преступлений такого рода в 2021 году вновь начало расти, после ощутимого падения годом ранее (от -10% до -25% по некоторым категориям). По информации МВД, за первые полгода 2022 года в стране было зарегистрировано почти 12 тысяч преступлений коррупционной направленности, что на 9,2% больше, чем в прошлом году. Чаще всего дела заводят за получение или дачу взятки — эти преступления составляют половину от общего числа зафиксированных правонарушений в этой сфере. На мелкое взяточничество (сумма взятки меньше 10 тысяч рублей) приходится больше трети преступлений в сфере коррупции — за шесть месяцев 2022 года МВД зарегистрировало 4267 таких случаев.

Сообщать о попытке подкупа в течение пяти дней

Еще один законопроект, внесенный правительством в Госдуму 17 августа, обяжет региональных чиновников сообщать в прокуратуру обо всех случаях обращения к ним с предложениями о взятках. На это у госслужащих будет пять дней. Аналогичная норма уже действует на федеральном уровне. По словам председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, поправки станут дополнительным профилактическим фактором предупреждения коррупции, так как «ответственность будет наступать не только за правонарушение, но и за несообщение о попытках склонить к их совершению».

«Госслужащий, сообщивший о склонении к коррупции, будет находиться под защитой государства. Часто побуждение к правонарушению сопровождается угрозами. Поэтому человек, отклонивший такие предложения, должен быть уверен в своей безопасности», — пояснил RTVI депутат.

Защитить от санкций тысячи клерков

Еще одна инициатива по реформированию антикоррупционного законодательства была предложена депутатом от партии «Единая Россия» Владиславом Резником. Этот законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму уже после 24 февраля, поэтому имеет четко выраженную направленность. Основная цель поправок — защита прав и законных интересов граждан в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Нововведения в случае принятия позволят государственным органам и организациям не публиковать на официальных сайтах личную информацию о госслужащих, а также не предоставлять ее по запросам СМИ, если возникают риски санкционного характера. Скрыть из открытого доступа предлагается информацию о трудоустройстве, составе семьи, наличии несовершеннолетних детей, о принадлежащим им имуществе. Сейчас такую информацию можно найти в налоговых декларациях чиновников. Трудовой кодекс и Закон «О противодействии коррупции» обязывает госслужащих ежегодно подавать справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — на себя, супругу/супруга и несовершеннолетних детей.

По словам автора законопроекта, у него есть все шансы на прохождение основного чтения. «Эти меры не идут вразрез с антикоррупционной политикой страны, так как контроль за сведениями и их достоверностью все равно остается, но осуществлять его будет наши правоохранительные органы, наше государство. Речь идет о защите персональной информации тысяч клерков — сотрудников госкорпораций и служащих среднего звена, традиционно раскрываемых на сайте их работодателей», — пояснил RTVI Резник. Депутат не видит причин, по которым сокрытие персональных данных чиновников может сказаться на доверии к ним. «Важная часть борьбы с коррупцией — прозрачность, но я хотел бы подчеркнуть следующее — законопроект не касается депутатов, сенаторов и членов правительства и лиц, которые как раскрывали всю необходимую информацию, так и продолжат. О снижении доверия к лицам, принимающим решения, речь не идет», — добавил парламентарий.