От равнодушной до иронической — в таком спектре распределились реакции создателей фильма «Зеленый слоник», распространение которого запретил Октябрьский суд Петербурга. Там согласились с экспертами, которые посчитали, что в «фильме содержатся сцены психического насилия, где людей принуждают к действиям, унижающим человеческое достоинство, а также информация, причиняющая вред психологическому здоровью несовершеннолетних». RTVI связался с режиссером и исполнителями ролей одного из самых заметных отечественных артхаусных фильмов 90-х.

«Из материалов дела следует, что в сети Интернет по сетевым адресам [перечисляются адреса полностью] размещены фильмы „Зеленый слоник“, „Ниндзя-убийца“, „Эксперимент за стеклом“, содержащие сцены насилия, расчленения тела человека, иных способов убийств в особо жестокой форме, посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений по кругу лиц и возрасту, — говорится в сообщении, опубликованном в телеграм-канале Объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга. — Длительное аффективное состояние, сохраняющееся и после воздействия таких информационных материалов, оказывает дезорганизующее действие на поведение человека».

Сюжет фильма, снятого на любительскую камеру, разворачивается в 1986-м на гауптвахте, куда попадают два персонажа фильма: «поехавший» (его играет Сергей Пахомов) и «братишка» (Владимир Епифанцев), оба младшие офицеры. Стены камеры выкрашены зеленым цветом.

«Запрет чего-либо — это всегда слабость. Запретов уже столько, что все юные души бегут именно в сторону запрета. Потому что, с одной стороны, — это страх, а, с другой стороны, это, конечно же, таинственное. Я очень рад, что по поводу „Зеленого слоника“ возник запрет. Это скорее придает качества нашей деятельности», — заявил Сергей Пахомов RTVI.

С ним согласен исполнитель одной из ролей, основатель института современного искусства «База» Анатолий Осмоловский. «Я сомневаюсь, что те, кто хочет посмотреть „Зеленого слоника“, не смогут этого сделать. Я ни в коей мере не согласен с заключением суда, что в фильме присутствует особая жестокость. Ничего особенного в этом фильме не показано. Классика хоррора, фильм „Рассвет мертвецов“ Джорджо Ромеро, гораздо страшнее».

По мнению Осмоловского, нельзя называть «особо жестокими» сцены, которые проявляют авторский почерк режиссера. «Это авторское кино, которое делалось без бюджета, со специфической атмосферой, — рассказал Осмоловский. — Его сюжет — метафора чеченской войны».

«Этот фильм делался в 1998 году с болью о нашей стране, и для меня это трагическая картина, которая говорит о разложении в армии, которое было в то время, — рассказала RTVI Светлана Баскова, — Но стоит заметить, что этот фильм — не только о войне или об армии, он говорит о состоянии общества в целом в тот момент. Да, в картине много мата, но тогда мат был более употребим, нежели сейчас. И его использование было инструментом говорения правды, которой нам тогда не говорили — вы хотя бы через мат поймите, что происходит на самом деле».

Баскова уточнила, что никогда не собиралась получать положенную по закону возрастную маркировку на этот фильм, да и не могла бы. «Причина проста — я не являюсь обладателем прав и тем более распространителем картины. И я никогда этому распространению, честно говоря, не способствовала и не желала его. Потому что действительно считаю, что картина у меня вышла тяжелая и трагическая. И я переживала, чтобы не нанесла кому-то психический вред», — добавила она.

По словам режиссера, она не ожидала ни той популярности и культового статуса, который получил фильм, ни такой долгой жизни. «Мы сняли „Зеленого слоника“ в конце 90-х, он вышел на видеокассетах. Его смотрят до сих пор — и я не могу сказать, что меня это радует, или что это как-то зависит от меня», — пояснила Баскова.

Само отношение к фильму у его автора равнодушно-неприязненное. «У меня были разные периоды отношения к этому фильму. Сейчас я, если честно, отношусь к нему совершенно равнодушно, мне совершенно все равно, что с ним происходит. И немного надоело то внимание, которое ему уделяется до сих пор. У нас со студентами [в Институте «База», где преподает Светлана] есть негласный договор — мы этот мой фильм не приводим в пример, не упоминаем и не обсуждаем». Обжаловать приговор суда Баскова не намерена. «Я не собираюсь вступать ни в какие контакты с официальными структурами», — уточнила она.

Запрет фильма также прокомментировал Владимир Епифанцев, сыгравший в фильме одну из главных ролей. По его мнению, запрет фильма, как это часто бывает, может вызвать к нему дополнительный интерес. Актер предположил, что это могло быть истинной причиной судебного запрета на просмотр «Зеленого слоника».

«Если те люди, которые его запретили, не были воспитаны таким образом, чтобы иметь в себе возможность понять смысл этого фильма, то я не считаю, что мы должны их за это осуждать, а должны только посочувствовать или поблагодарить, потому что их действия, наоборот, приведут к популярности этого фильма. Может быть, мы их недооцениваем. Они умнее, чем кажется. И тогда это действительно ход очень умный, очень прозорливый в долгосрочной перспективе ход, может вот такой фильм нужен русским людям, и, может быть, они захотели его внедрить в умы каждого русского человека. Поскольку именно запрет и вот такое событие заставит каждого сегодня посмотреть этот фильм и, возможно, проснуться от какого то очень глубокого сна», — рассуждает Епифанцев.

Алексей Крижевский, Ира Полубояринова, Дмитрий Никитин