Во время протестов 5 мая перед инаугурацией Владимира Путина на участников нападали люди в казачьей форме. О том, что известно о московских казаках и как на нападения реагируют правозащитники, — в репортаже Андрея Шашкова.

Осуждая правоохранительные инновации 5 мая, глава СПЧ Михаил Федотов заявил, что присутствие казаков и членов организации «Национально-освободительное движение» только обострило ситуацию и привело к насилию. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, в свою очередь, пообещала проверить сообщения о необоснованно жестком обращении полиции с протестующими в Петербурге.

Алексей Навальный и его сторонники 5 мая провели акции «Он нам не царь» против инаугурации Путина. Люди вышли на улицы в десятках городов по всей России. В большинстве случаев местные власти мероприятия не согласовали. В Москве участников протестов, кроме ОМОНа, разгоняли еще и люди в казачьей форме с нагайками.

Максим Шевченко, член СПЧ: «Нагайка — это не просто некая плетка. Это плетка, в которую вплетается, как правило, кусочек свинца. То есть ей можно нанести тяжелейшее физическое увечье. Можно человека даже убить, наверно, нагайкой. Покалечить, выбить глаз. Так вот, эти люди финансируются московской мэрией, финансируется рядом российских корпораций. На сайте этого казачьего общества, которое формально существует на основании закона о казачестве от 2005 года, выложены тендеры, которые они получают от московского правительства. Они проходили курсы по разгону демонстраций».

Жестокими избиениями и массовыми задержаниями протестующих, в основном молодых людей, закончились акции в Санкт-Петербурге, Челябинске и некоторых других городах. В СПЧ будут отправлять запросы не только в ГУВД Москвы, но и в другие регионы, в том числе те, где митинги были согласованы.

Михаил Федотов, глава СПЧ: «Главный вывод не меняется: лучшее средство противодействия несогласованным протестным акциям — это их согласование. В этом случае никаких проблем не возникает. Но для этого с обеих сторон необходимо стремление избежать проблем. Если одна из сторон или обе заинтересованы в том, чтобы проблемы возникли, они обязательно возникнут».

Большинство задержанных вскоре отпустили, многим из них, в том числе самому Алексею Навальному, вручили повестки в суды на ближайшие дни по делу об административных правонарушениях. Однако в Петербурге на одного из протестующих завели уголовное дело — о насилии против представителя власти. Задержанный на Дворцовой площади Михаил Цакунов якобы выбил полицейскому зуб. Дзержинский районный суд города отправил молодого человека в СИЗО до 5 июля. Цакунову грозит до десяти лет. Сам он вину не признает и говорит, что вообще ни в чем не участвовал, а просто вышел на акцию и стоял.

Герман Параничев, адвокат Михаила Цакунова: «Мы предоставили видео, где видно, что мой подзащитный спокойно стоит и никого не бьет, а потом его валят и достаточно быстро очень жестко фиксируют несколько человек. Дальше его несут в автозак, на котором он поехал в отделение полиции. Так что возможности ударить полицейского у него просто не было. О том, что он выбил кому-то зуб, он узнал уже в отделе полиции».

По данным МВД, в общей сложности в Москве задержали около 300 человек при полутора тысячах протестующих. По оценкам правозащитников, в столице было от 600 до 650, а всего по стране — более 1500 задержанных.