Власти Украины составили документ, в котором описаны десять основных шагов, которые могут урегулировать ситуацию на востоке страны. Эти предложения имеются в распоряжении «Коммерсанта».

Президент Украины Владимир Зеленский и глава его офиса, главный переговорщик по Донбассу Андрей Ермак о предложениях Киева заявили еще 21 декабря на конференции послов Украины «Дипломатия-30. Стратегия сильного государства».

По словам Зеленского, предложенные шаги можно выполнить с привлечением стран «нормандского формата» (Германия, Россия, Украина, Франция) и США.

«Мы передали эти шаги и президенту Байдену, и российской стороне, и Франции, и Германии», — пояснил президент.

Ермак, в свою очередь, заявил, что Киев пытается различными путями сдвинуть переговоры. По его словам, партнерам были переданы комплексные инициативы — десять шагов, реализация которых сможет разблокировать мирный процесс. Никаких деталей о содержании документа украинская сторона не раскрывала.

Однако, как сообщает «Коммерсантъ», сам документ под названием «Необходимые шаги для разблокирования работы Трехсторонней контактной группы, “нормандского формата”, выполнения Минских соглашений и общих согласованных итогов Парижского саммита в “нормандском формате” 9 декабря 2019 года» Киев распространил еще в начале декабря перед заседанием Трехсторонней контрактной группы (ТКГ). В распоряжении издания есть его положения

  1. Предполагалось, что это положение будет выполнено на заседание ТКГ 8-9 декабря. Тогда украинская делегация должна была договориться о возобновлении режима прекращения огня с 00:00 по киевскому времени 10 декабря 2021 года и возврата к выполнению «Мер по усилению режима прекращения огня» от 22 июля 2020 года. Однако достигнуть такого соглашения стороны смогли лишь на последнем в этом году заседании группы 22 декабря. Об этом украинская делегация сообщила в своем телеграм-канале.

  2. Второй пункт подразумевает обоюдное открытие двух новых контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ «Золотое» и «Счастье») на линии разграничения и повторного открытия всех существующих КПВВ, а также продления режима их работы в преддверии новогодних и рождественских праздников. Этих договоренностей достичь так и не удалось.

  3. В рамках этого положения украинская делегация должна была предоставить на заседании ТГК списки удерживаемых в связи с конфликтом людей, подлежащих освобождению или обмену, и сделать все возможное для их возвращения домой до конца 2021 года. Для этого украинская сторона собиралась завершить ранее начатые процедуры в отношении людей, желающих переехать на территории ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей) или в Россию. Однако никакого продвижения по этому вопросу так и не случилось.

  4. В четвертом пункте украинские власти отметили, что намерены вернуться к рассмотрению законопроекта «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» с имплементированной в нем «формулой Штайнмайера», который был одобрен контактной группой еще в октябре 2019 года. Он определяет механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Это положение также не было выполнено.

  5. Украинская сторона должна была поднять на заседании ТКГ вопрос об обеспечении Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ надежного и безопасного доступа по всей территории Украины с целью полного выполнения своего мандата.

  6. В этом положении говорится о необходимости провести телефонные переговоры президента Украины Владимира Зеленского с президентом России Владимиром Путиным. В ходе бесы главы государств должны обсудить вопрос возвращения к режиму прекращения огня, содействие по проведению взаимного освобождения и обмена пленными в период новогодних праздников, а также определить уполномоченных двух президентов для начала переговоров по продолжению транзита российского газа через Украину после 2024 года. Пока переговоры так и не состоялись.

  7. Подготовить и согласовать повестки дня и итоговых документов в рамках организации очной встречи лидеров Украины и России.

  8. Провести личную встречу двух президентов.

  9. Провести саммит глав стран-участниц «нормандского формата».

  10. Согласовать в рамках контрольной группы ряд законов, которые позднее будут внесены в Верховную раду Украины. В частности, законопроект об особенностях местного самоуправления ОРДЛО с имплементированной в него «формулой Штайнмайера», об амнистии, о децентрализации власти с учетом особенностей ОРДЛО, о создании специальной свободной экономической зоны, а также об особенности проведения местных выборов на территории ОРДЛО.

Как уточняет издание, пункты, которые прописаны в десятом шаге, ранее уже обсуждались и были сформулированы почти семь лет назад. Все они прописаны в «Комплексе мер по выполнению «Минских соглашений» от 2015 года.

Представитель России в ТКГ Борис Грызлов заявил журналистом, что Москва получила данный документ еще в начале декабря 2021 года. Однако, по его словам, Украина сама блокирует реализацию некоторых положений.

«Первые три шага, выполнение которых зависит исключительно от воли Киева, неизменно блокируются Украиной, как до, так и после получения от нее указанного документа. Это касается вопросов перемирия, открытия пунктов пропуска и освобождения удерживаемых лиц. Сегодняшнее заседание (имеется ввиду заседание ТГК 22 декабря — прим. RTVI) — еще одно подтверждение тому, что украинские “десять шагов” являются лишь имитацией активности в урегулировании конфликта», — заявил член российской делегации.

Министр иностранных дел самопровозглашенной Луганской народной республики Владислав Дейнего также заявил, что не верит в искренность украинских властей, предложивших эти десять шагов.

«Практические шаги по выполнению Минских соглашений Киев на нынешнем этапе мало интересуют. Единственное, что интересует действующую украинскую власть,— убедить западных кураторов в своем “стремлении к миру” и реальности высосанной из пальца “внешней угрозы”, чтобы и дальше эксплуатировать медийную картинку “образа жертвы” для выклянчивания очередных подачек и поддержки», — пояснил он «Коммерсанту».

Автор: Екатерина Митрохина