Суд в Киеве сегодня вынес довольно неожиданное решение, освободив из-под стражи Владимира Цемаха. Это бывший командир подразделения противовоздушной обороны из Донецкой области, которого расследовательский проект Bellingcat называл важным свидетелем по делу о крушении малайзийского «Боинга» летом 2014 года. Появлялись сообщения из неофициальных источников о том, что Россия затягивает обмен, поскольку якобы хочет, чтобы Украина выдала Цемаха. Что известно об этом человеке и о чем может говорить его освобождение, разбирался корреспондент RTVI Сергей Морозов.
Не о каждом задержанном Владимир Путин говорит лично. Как только в Киеве освободили из-под стражи Владимира Цемаха, тут же Владимир Путин во Владивостоке сказал, что обмен «финализируется», хотя «сложно было принимать решения по отдельным лицам». Может быть, это просто совпадение. Но как это выглядит со стороны Киева: Служба безопасности Украины 27 июня выкрала Цемаха из его собственного дома в городе Снежное, а это был большой риск, потому что пришлось еще десятки километров везти его до линии соприкосновения, там выдавать за парализованного и перевозить через границу в Киев.
Масштаб операции объясняется тем, что Цемах стал единственным очным обвиняемым по делу о сбитом «Боинге». Никто не верил, что его могут просто отпустить. Главному редактору The Insider Роману Доброхотову удалось попасть в зал суда.
Роман Доброхотов, главный редактор The Insider: «Когда он начался, журналистов там практически не было, они примчались под конец заседания, потому что суд стал неожиданным и сенсационным. О каком освобождении может идти речь, когда речь идет о человеке, который обвиняется и в Украине, и в Голландии в самых серьезных преступлениях. Он должен быть освобожден в зале суда, однако в зале суда он освобожден не был. Он в сопровождении каких-то сотрудников был препровожден в какой-то кабинет, после чего его дальнейшая судьба неизвестна. Мы не видели никакой машины отъезжающей от здания суда. То есть не исключено, что он направится в сторону границы либо в сторону аэропорта».
Теперь подробнее о том, кто такой Владимир Борисович Цемах. Он 1961 года рождения, позывной «Борисыч». Окончил Полтавское высшее зенитное ракетное училище. Судя по всему, был на войне в Афганистане, а в недавнем прошлом командовал противовоздушной обороной непризнанной ДНР — в том самом месте и в то самое время, когда был сбит рейс МН17. Есть видео, где он сам рассказывает, что сбитый «Боинг» падал как раз в зоне его ответственности.
Уже после того, как его похитила СБУ, министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Стрелков-Гиркин написал в соцсетях, что «Борисыч» был начальником Службы ПВО в городе Снежное в июле-августе 2014 года. Украинские издания писали, что он еще занимался поставками военной техники из России на восток Украины. Если это так, то он мог очень многое рассказать — чтобы вытащить его из Киева, Москва, как стало известно The Insider, готова была поставить под вопрос вообще весь процесс обмена с Украиной.
Роман Доброхотов, главный редактор The Insider: «Об этом говорили множественные источники и те, с которыми общались мы. Утверждали, что еще в начале прошлой недели — 10 дней назад — был другой список, в котором Цемаха не было, и этот список был согласован с российской делегацией. Потом внезапно российская делегация сменила свою позицию. Из Кремля видимо пришло поручение — внезапно был включен Цемах с условием, что если он не будет включен, то обмена не будет вообще. И это тоже показательный факт — одно дело менять заключенных, а другое дело, когда из множества отбирается один человек, который называется приоритетом».
Международная следственная группа, которая считает, что к уничтожению «Боинга» причастна Россия, заявила, что Цемах «интересен для следствия», но теперь поговорить с ним будет сложно. Накануне группа из 40 европейских парламентариев отправила письмо президенту Украины, в котором напомнила, что по резолюции 2166 Совбеза ООН, все, кто прямо или косвенно причастен к гибели рейса МН17, должны быть преданы правосудию. До сих пор российские официальные лица не комментировали информацию о том, что Москва настояла на включении Цемаха в списки для обмена.
Что получается теперь? Если обмен пройдет и Цемах окажется в родном Снежном на территории, неподконтрольной Киеву, Кремль может заявить, что не имеет никакого отношения к его освобождению, а это решение украинского суда — и предоставить украинским властям самим разбираться с возмущенными (а они будут возмущены) европейскими партнерами.