Британский премьер-министр Тереза Мэй приехала на саммит Евросоюза в Брюссель, чтобы провести очередные переговоры по Брэкзиту. Перед вылетом она заверила всех в том, что по всем спорным вопросам «уже достигнут значительный прогресс». Тем временем оппоненты премьера считают, что шансов на сделку с ЕС, которая устроила бы британцев, все меньше. Подробности — в материале Дмитрия Новикова.

Получив поддержку своих однопартийцев, Тереза Мэй вновь ринулась в переговорный бой с лидерами Евросоюза. Главный спорный вопрос между Лондоном и Брюсселем — каким же будет статус границы между Северной Ирландией и Ирландской республикой. Руководство Евросоюза продолжает требовать от Великобритании дать согласие на то, чтобы на ирландской границе появилась контролируемая законами Евросоюза зона, причем на неограниченный по времени срок. Британцы в свою очередь видят в этом потенциальную угрозу целостности страны.

С какими компромиссными вариантами Тереза Мэй приехала на саммит, неизвестно. Уезжая на встречу, она сообщила, что будет добиваться в Европейском совете новых юридических и политических гарантий, чтобы снять беспокойство британского парламента по поводу тех или иных компромиссов с лидерами Европейского Союза. И это она обещала перед тайным голосованием о выражении ей доверия как премьер-министру. Хоть и с небольшим перевесом голосов, но соратники по партии все же ее поддержали.

За то, чтобы Тереза Мэй осталась на посту премьера, выступили 200 депутатов. Ее отставки хотели 117 однопартийцев. Главная причина, по которой Тереза Мэй сохранила пост — это отсутствие альтернативы, ведь сейчас эта должность особенно огнеопасна. Идеальных «соглашений о разводе» не бывает, а значит, в любом случае над Терезой Мэй будет висеть дамоклов меч.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

В такой сложной ситуации вполне вероятно, что как только Тереза Мэй представит парламенту на утверждение текст соглашения с Евросоюзом, недовольные ее правительством однопартийцы проголосуют против документа — так же, как и вся оппозиция. Это гораздо больше половины тех, кто заседает в Палате общин. И это значит, что ее соглашение по выходу Британии из Европейского Союза как было, так может и остаться неутвержденным.

Джон Макдоннел, Лейбористская партия: «Проблема в том, что треть ее собственной партии проголосовала против нее. 117 человек — это довольно много. Это не просто число, это изрядная ложка дегтя».

Джейкоб Риз-Могг, Консервативная партия: «Я считаю, что премьер-министр должна уйти. Она не сможет провести сделку по Брэкзиту дальше, коль скоро так много консерваторов и лейбористов не поддерживают ее проект. Очевидно, что потерпела неудачу. Отставка была логичной в этой ситуации».

В Брюсселе уверяют, что есть два возможных варианта развития дискуссий Терезы Мэй с руководителями стран, входящих в ЕС. Первый — если участники переговоров решат, что стороны продвинулись вперед, и тогда переговоры будут продолжены. Второй вариант — если лидеры Европейского Союза проанализируют происходящее и придут к выводу, что достигнутого прогресса недостаточно, то им придется всерьез задуматься о выходе Британии из Евросоюза без соглашения. А это и есть тот самый «жесткий» Брэкзит, неприятный для обеих сторон, и в будущем он может к нескончаемым конфликтам. И они всегда случаются, если политикам заранее не удалось договориться «на берегу».