В мире уже больше 3,5 млн человек заразились коронавирусом. Инфекция охватила все континенты, кроме Антарктиды. В середине апреля глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейесус говорил, что к 2021 году Африка может стать эпицентром распространения коронавируса. О том, почему африканские страны находятся в зоне риска, как эксперты оценивают положение дел на континенте, какие меры власти некоторых стран приняли для сдерживания эпидемии и как она скажется на экономике и без того небогатого континента, — в материале RTVI.
UPD. В африканском региональном отделении Всемирной организации здравоохранения сообщили, что число зараженных коронавирусом на континенте достигло 46,5 тысяч человек, за последние сутки их стало больше на 2516. Погибших от инфекции с начала эпидемии — 1835. Лидером по заражениям остается ЮАР, где с начала эпидемии зарегистрировали 7220 случаев. За ней в списке следует Алжир (4648), Нигерия (2802), Гана (2719) и Камерун (2077).
В Африке живет около 1,3 млрд человек. О первых случаях коронавируса к югу от Сахары стало известно в конце февраля. По данным на 3 мая, только власти Лесото утверждают, что в стране нет заразившихся.
В середине апреля эксперты Экономической комиссии ООН для Африки выпустили доклад, в котором говорится, что при лучшем сценарии развития событий до конца 2020 года жертвами коронавируса на континенте могут стать 300 тысяч человек. Самый плохой сценарий — около трех миллионов умерших. По оценке ВОЗ, в ближайшие полгода континент столкнется больше чем с десятью миллионами заразившихся коронавирусом, у которых болезнь будет протекать в тяжелой форме.
Как отметили авторы доклада, любой из сценариев развития эпидемии приведет к нагрузке, которую и без того слабые системы здравоохранения некоторых африканских стран просто не выдержат. Дополнительные расходы на тестирование, обеспечение средствами защиты и лечение специалисты ООН оценили в $44 млрд. Это самый оптимистичный прогноз. Если эпидемия будет развиваться по негативному сценарию, сумма может возрасти в десять раз.
Нищета, высокая плотность населения в крупных городах, антисанитария, большое количество больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией и недоступность качественных медицинских услуг, по мнению экспертов, делают Африку «особенно восприимчивой» к вирусу.
Например, доктор Джойс Самуоту из Республики Конго рассказала, что в столице страны Браззавиле власти организовали инфекционный центр на месте стадиона, но там нет отделения реанимации для тяжелых больных. Еще, по ее словам, некоторые люди вынуждены тратить по 12-14 часов на дорогу, чтобы сдать тест. Генсек Ассоциации врачей Зимбабве за права человека Норман Матара тоже жалуется, что в центре для пациентов с коронавирусом нет ни реаниматологов, ни анестезиологов, ни аппаратов ИВЛ.
Как написала 18 апреля газета New York Times, в десяти странах Африки вообще нет аппаратов ИВЛ, а всего на континенте их около двух тысяч. В конце апреля китайский миллиардер Джек Ма сказал, что передал 300 аппаратов ИВЛ, а также защитные костюмы, перчатки и наборы для тестирования странам Африки. По данным за 2015 год, только 15% людей, которые живут к югу от Сахары, имели постоянный доступ к чистой воде и мылу.
Тем не менее, по последним данным, в Африке подтвердилось всего около 43 тысяч случаев коронавируса. При этом больше 14 тысяч заболевших выздоровели, а 1759 пациентов с COVID-19 умерли. Если не учитывать показатели Египта, а также стран Магриба (Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис и Ливия), то количество заболевших уменьшается примерно на 16 тысяч человек. Лидеры среди африканских стран к югу от Сахары по числу инфицированных — ЮАР (6336), Нигерия (2388), Гана (2169) и Камерун (2077).
Однозначного ответа, почему в Африке так мало случаев заражений и смертей от коронавируса, нет. Некоторые эксперты связывают это с плохой диагностикой. На миллион жителей проводят всего 500 анализов. «На Западе врачи не знают, когда люди заражаются Covid-19, в Африке — когда от него умирают», — пишет датское издание Berlingske. Губернатор штата Кано на севере Нигерии Абдуллахи Гандудже рассказал о сотнях пожилых людей, которые за последнее время умерли от загадочной болезни легких. Эксперты ВОЗ в конце апреля проверяли, не был ли коронавирус причиной смерти.
Как отметил глава Африканской сети полевой эпидемиологии AFENET доктор Саймон Антара, люди на континенте действительно умирают от коронавируса, который так и не был диагностирован. Впрочем, по его мнению, их количество не настолько велико, чтобы сильно повлиять на статистику. Он утверждает, что в Кении и Уганде, где люди активно пользуются соцсетями, информация о скрытой эпидемии попала бы в интернет, а в ЮАР статистика смертности не сильно отличается от показателей прошлых лет.
Доктор Антара выдвинул свою теорию низкой смертности: в Африке живет только 2% населения старше 65 лет, а в Италии, например, — 23%. Давно известно, что пожилые люди чаще умирают от осложнений коронавируса. Еще он напоминает, что африканцы не такие мобильные, маленький процент населения может позволить себе путешествия или даже поездки внутри своей страны.
По словам эксперта, он с коллегами также изучает возможное влияние жаркого африканского климата, из-за которого активность вируса снижается, а также влияние прививок от туберкулеза БЦЖ. Врач полагает, что эта вакцина или какие-то болезни, которыми переболели жители континента, сделали их более устойчивыми к заражению Covid-19.
Есть и более экзотические версии: в начале мая президент Танзании Джон Магуфули, который не торопится вводить в стране карантин, пообещал забрать с Мадагаскара партию настойки из трав. Напиток рекомендуют как лекарство от коронавируса, его уже закупили власти Республики Конго и Экваториальной Гвинеи. В ВОЗ напомнили, что нет ни одного лекарства с доказанной эффективностью, и попросили не заниматься самолечением.
Антара также считает, что большую роль в сдерживании вируса сыграли ограничительные меры. Например, в ЮАР общенациональный карантин ввели в конце марта. Власти, в частности, запретили массовые собрания, церковные службы, закрыли школы и университеты, запретили продавать алкоголь. Людям можно было выходить из домов только за продуктами и лекарствами. В Зимбабве, Гане и Нигерии ввели аналогичные меры.
1 мая ЮАР вышла из карантина. За пять недель власти подготовили дополнительные койки, мобилизовали медицинский персонал и запустили программу тестирования на коронавирус. Сейчас в стране действует четвертый уровень готовности из пяти, большинство ограничений сохраняется. В частности, люди с 20:00 до 05:00 должны соблюдать комендантский час, выходить из дома без крайней необходимости могут только те, кто ходит на работу, в общественном транспорте нужно соблюдать социальную дистанцию, с 06:00 до 09:00 утра разрешается заниматься спортом на улице, но только недалеко от дома. Обязательное условие — ношение медицинских масок на улице.
Иностранцам до сих пор нельзя приезжать в страну, авиа и морское сообщение приостановлено, людям нельзя покидать свои провинции, фитнес-клубы не работают, религиозные службы и массовые мероприятия все еще находятся под запретом, алкоголь пока не продают.
Власти ЮАР объясняют, что катастрофическая ситуация в экономике вынуждает их отменять ограничения. По прогнозу главы Минфина Дондо Могаджане, ВВП страны сократится от 7% до 12%, а безработными станут до 40% трудоспособного населения.
Президент Нигерии Мохаммаду Бухари с 4 мая тоже начал поэтапно ослаблять ограничения. Его критикуют за это решение, поскольку в самой густонаселенной стране Африки с 27 апреля количество инфицированных выросло почти на 50%. Глава государства признал, что пошел на этот шаг из-за тяжелой ситуации в экономике которую вызвал карантин.
Власти не могут обеспечить людей, которые из-за карантина потеряли работу, едой и деньгами. Издание Quartz отметило, что в стране с 200-миллионным населением сделали всего 17,5 тысяч тестов на инфекцию. Из-за этого эксперты считают, что требование носить маску в общественных местах и запрет ездить между штатами не помогут Нигерии остановить эпидемию.
Экономический крах из-за коронавируса еще одна серьезная угроза для Африки, возможно, даже страшнее, чем сама инфекция. Кризис уже негативно повлиял на развитие торговли и увеличил число безработных. Не стоит забывать и о снижении цен на нефть. Это привело к тому, что бюджет некоторых африканских стран-экспортеров не досчитается значительной части средств.
Большинству африканских стран это грозит ростом нищеты и даже голодом. Еще до пандемии около 250 млн жителей континента недоедали, при этом сельское хозяйство в Африке, кроме ограничений из-за коронавируса, страдает также от нашествия саранчи и засух.
Издание Vox отметило, что ресурсов помогать людям, которые остались без работы и средств к существованию, нет ни у одной страны континента. На большинство из них также давит долговое бремя перед Китаем, США или ЕС. Африканские лидеры уже попросили о серьезном списании кредитов. Страны-участницы G20 согласились заморозить выплату долгов до конца 2020 года. По мнению спецпредставителя Африканского Союза Нгози Оконджо-Ивеала, нужен минимум двухлетний мораторий. Без него справиться с экономическими последствиями пандемии африканские государства просто не смогут, уточнила она.