7 апреля начали поступать сообщения о том, что люди с огнестрельным оружием напали на посетителей кафе в центре Тель-Авива. Как выяснилось позже, террорист действовал в одиночку.

Операция по его поиску растянулась на девять часов. Первыми на место прибыли врачи скорой помощи. Вместе с полицией им удалось эвакуировать раненых и предотвратить массовую панику. Свидетелями трагедии стали десятки израильтян, многим из которых понадобилась помощь. О реакции местных на теракты, возможных причинах нападений и кризисе в правящей коалиции RTVI рассказал международный медиаэксперт из Тель-Авива Михаил Гуревич.

О реакции израильтян на теракты

Мой дом находится в 150 метрах от бара, где открыли стрельбу. Я в этот момент был в другом месте, буквально в 300 метрах. Здесь находилась моя дочь, которая не так давно переехала в Израиль, она действительно опасалась за свою безопасность, была вынуждена запереться. Весь город слышал сирены бесконечного количества карет скорой помощи, которые приезжали на место трагедии, машины спецслужб, которые тоже оснащены соответствующим звуковым фоном, и вертолеты, которые летали над городом.

Многие мои знакомые были вынуждены провести несколько часов запертыми в магазинах или в гостиницах неподалеку от места трагедии, чтобы переждать первое время, потому что было опасение, что террорист находится где-то рядом и может в любой момент продолжить стрельбу.

Надо сказать, что для израильтян, к сожалению, это не первый теракт в жизни, когда террориста не сразу ловят. После теракта на той же улице 1 января 2016 года террориста искали целую неделю, а тут все-таки ушло значительно меньше времени.

В основном обсуждали появление разнообразных спецслужб, спецподразделений, которые участвовали в поимке террориста и курсировали ночью по городу. И, конечно, освещение поисков в режиме онлайн, которое в итоге несильно повлияло на эффективность, но могло стать причиной для новых трагедий, если бы террорист имел в виду такую работу национального телевидения.

Я сейчас общаюсь с большим количеством беженцев с Украины и беглецов из России, которые приехали в Израиль в последние недели, — для них это действительно такое первое боевое крещение. Сейчас город оживает, бары открываются, и жизнь возвращается на круги своя.

Действительно, это прямо серия очень похоже организованных терактов. Говорить о том, что они координируются из какого-то единого центра, достаточно сложно. Но мы не первый раз в Израиле наблюдаем волны однотипных терактов. Несколько лет назад речь шла о ножах, когда-то мы говорили о серии подготовленных терактов со смертниками в автобусах. Теперь такие пистолетные теракты — действительно очень кровавые и действительно многочисленные.

О влиянии терактов на внутреннюю политическую ситуацию

Во многом для того, чтобы продемонстрировать свой новый и более качественный подход к обеспечению безопасности, 7 апреля в Тель-Авиве высадились непривычные нам два-три спецподразделения: карнавал разных военнослужащих с разной маркировкой на форме. Это должно было показать, что правительство заботится о безопасности граждан.

Но при этом надо признать, что о развале коалиции говорят практически как о свершившемся факте. Выборы в сентябре тоже на устах у многих экспертов. Волна террора в данном случае — лишь такая печальная вишенка на торте.

Впрочем, давайте не забегать вперед, потому что предрекали падение правительства Беннета буквально еще до дня, когда оно было приведено к присяге. А оно уже больше года держится у власти, даже впервые за многие годы был принят бюджет.

Но в любом случае речь идет о том, что, скорее всего, коалиция будет развалена. Скорее всего, будут новые выборы. И, по опубликованным опросам, они тоже будут не последними, потому что, судя по всему, у правых и левых есть примерно по 60 голосов — то есть поровну. И это значит, что может быть новая волна выборов в Израиле.

О том, кто может стоять за новой волной террора

Версий геополитических есть достаточно много — заканчивая даже такой экзотичной, которая гласит, что России в связи с ослаблением придется сократить свою активность в Сирии, и тогда там вполне может развернуться схватка между Турцией и Ираном. И это такой привет из Ирана о том, что «мы здесь рядом».

Но в любом случае, в первую очередь, интересантами, конечно, выступают сами палестинцы. Они давно уже не чувствуют себя в центре внимания, поэтому организация подобных терактов — чуть ли не единственная возможность, которую они традиционно используют, чтобы напомнить о себе миру.

Можно, конечно, еще пускать ракеты из сектора Газа, но, судя по всему, после последней военной операции арсенал еще не пополнили достаточно и, в общем, обходятся такой малой кровью. Но действительно, для них это важно.

Каждый раз тот или иной теракт связан с разными событиями. Недавний теракт связывали с саммитом министров иностранных дел Израиля, США, ОАЭ, Бахрейна и Марокко. А этот очень многие связывают с Рамаданом и пятничной молитвой в честь его начала.