Евросоюз разочарован выполнением Киевом соглашений об ассоциации: борьба с коррупцией почти не ведется, зато против активных граждан Украина выступает с особой агрессией. Вопрос активизма в Украине встал особенно остро после того, как в реанимации погибла известная активистка Катерина Гандзюк. Три месяца назад ее облили кислотой. О том, как борьба за справедливость становится вопросом жизни и смерти, — в материале Антона Полищука.
Новая украинская реальность: 40 нападений на общественных активистов и 150 случаев избиений и атак на журналистов за год. Практически на глазах у всей страны убивали адвокатов, политиков, взрывали в столице машины бывших военных и открывали огонь по сотрудникам СМИ.
Одна из самых страшных историй — общественную активистку из Херсона, известную своей борьбой с коррупцией в правоохранительных органах, облили кислотой. После трех месяцев в реанимации 33-х летняя Катерина Гандзюк умерла.
У людей сдают нервы. За несколько часов после известия о гибели активистки, у здания МВД вспыхивают протесты. Общественные деятели и просто неравнодушные требуют справедливости. Ответственность за убийство возлагают именно на силовиков, ведь дело Гандзюк лишь под давлением общества переквалифицировали из хулиганства в преднамеренное убийство.
Еще будучи в больнице со страшными ожогами, активистка говорила: «Я точно знаю, что сейчас выгляжу намного лучше, чем выглядят в Украине справедливость и правосудие. Потому что их сегодня не лечит никто. Я верю, что все виновные будут найдены, наказаны и осуждены».
Некоторые украинские политики по привычке попытались отыскать в убийстве Гандзюк «русский след и руку Кремля» — так ведь гораздо удобнее объяснить сотни преступлений. Впрочем, в этом случае теории о московском заговоре не прошли. Сама жертва отказалась давать показания полиции, обвинив правоохранителей в причастности к нападению.
Двое руководителей силовых структур все-таки попытались сохранить лицо. Генпрокурор Юрий Луценко театрально объявляет, что готов уйти в отставку, но его не отпускают депутаты, а начальник полиции Сергей Князев обращается с пламенной речью к Верховной Раде.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
А вот министр внутренних дел молчит. Вместо Арсена Авакова говорить с журналистами решается верный соратник главы МВД — депутат Антон Геращенко. Но все безуспешно — в ответ лишь озлобленные крики.
Ныне политик, в недалеком прошлом депутат Верховной Рады, а в 90-х известный общественный активист Олесь Доний вспоминает, как когда-то боролся с посткоммунистической властью: он хорошо знает вкус баланды и помнит боль от кирзовых сапог.
Олесь Доний, политик: «Когда я был общественным активистом, то я за это попадал в КПЗ, под милицейские дубинки, в Лукьяновскую тюрьму».
Сейчас, по мнению Олеся, наступили еще более печальные времена: победил Евромайдан. В стране действует власть, которая декларирует европейский курс развития. Общественные активисты и журналисты с ней на одной стороне в смысле ценностей. Разрушить государственный строй никто не пытается, но Украина все равно в глубоком кризисе. И главная причина этого — коррупция.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Сергей Шабовта, эксперт по безопасности: «Ситуация абсолютно трагична. Но смерть Гандзюк очень к месту — она подтолкнула хотя бы какой-то диалог о крайне неудовлетворительном состоянии преступности вообще. Я уже сколько лет кричу о том, что криминогенная ситуация в Украине практически ежедневно ухудшается».
Из-за событий в Крыму и боевых действий в Донбассе, страна набита нелегальным оружием. Практически неограниченный поток контрабанды идет именно с аннексированного полуострова и воюющего Донбасса. Сергей Шабовта сравнивает нынешнее положение вещей с лихими 90-ми. Но если тогда криминалитет пытались обуздать, то сегодня чиновники-коррупционеры его используют для решения своих задач. Однако на пути у них становятся пресса и общественные активисты.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Опасность почувствовали и в администрации президента. До сих пор Петр Порошенко не комментировал нападение на Катерину Гандзюк. Эта история для него крайне чувствительная, ведь претензии, связанные с давлением на СМИ и процветающую коррупцию, обращены в первую очередь к гаранту украинской конституции. Но, наконец, глава государства осмелился выступить.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
На носу президентские выборы, и Петр Порошенко хорошо помнит главную причину, по которой Юлия Тимошенко проиграла в свое время Виктору Януковичу. В 2010 году общество взбунтовалось против депутата ее фракции, который устраивал сафари на людей: разъезжал на внедорожнике по Кировоградской области и стрелял по прохожим. Еще двое соратников Тимошенко были уличены в педофилии. Порошенко таких пятен на репутации пытается не допустить.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
В делах о нападениях на активистов и журналистов есть одно общее обстоятельство: заказчики преступлений не только не задержаны, но даже и не названы. В самых резонансных случаях на скамье подсудимых находятся исполнители, но кому это выгодно — непонятно.
Сергей Томиленко, глава Национального союза журналистов Украины: «Заказчики — это влиятельные люди. Как раз они и заинтересованы, чтобы успешно для них нейтрализовали активистов и журналистов. У них это получается. Журналист интересуется тем, что хотят скрыть — примени к нему силу и тебе ничего не будет. Мы говорим о том, что безнаказанность сегодня является управляемой в Украине. В противном случае, у нас с вами были бы прецеденты наказания преступников. Этих прецедентов нет, значит, это выгодно некоторым политическим силам и должностным лицам».
Правоохранители задержали пятерых подозреваемых в покушении на Катерину Гандзюк. Среди них — предполагаемый организатор, пособники, исполнитель и водитель. Но тут вскрылась еще одна проблема государства: эти люди — бывшие бойцы АТО. Кажется, стране пора начать честный разговор о войне и ее последствиях для общества.
Олесь Доний, политик: «В истории с Катериной Гандзюк нападение и преступление совершили тоже активисты, которые перед этим были майдановцами, фронтовиками».
Отбросив дипломатические формулировки, крайне резко высказались послы стран ЕС и США. Они уже не призывают, а требуют результатов расследования. Верховная рада прислушалась и создала специальную следственную комиссию. Разбираться в смерти Катерины Гандзюк будут представители всех парламентских фракций. Раз в неделю депутаты намерены заслушивать отчеты силовиков не только об этом, но и о других эпизодах охоты на активистов.