«Белавиа» теперь отказывает в перелетах из Турции в Беларусь гражданам Ирака, Сирии и Йемена. Аналогичное решение приняла и Turkish Airlines. Миграционный кризис на границе Беларуси и Польши обостряется с каждым днем. Ситуацию уже обсуждали на Совете безопасности ООН. В Варшаве грозят полностью закрыть границу с Беларусью, включая транспортные перевозки. Лукашенко в таком случае обещает перекрыть поставки газа через свою территорию. Что происходит на границе, как действуют власти с обеих сторон и кто помогает беженцам, разбирался корреспондент RTVI Сурен Матевосян.

Ноябрь 2021 года, Минск. В самом центре, около торгового комплекса, сотни южан с Ближнего Востока экипируются походным снаряжением и теплыми вещами. Многие с детьми. Их цель — Европа. Не все из них в курсе, что их ждет через 300 километров.

В импровизированных лагерях на границе собралось до четырех тысяч мигрантов. Польские и литовские пограничники за последний месяц возвели стену из колючей проволоки на сотни километров, чтобы показать — беженцам тут не рады.

Спустя сутки после прибытия многосотенной колонны беженцев немецкие активисты и правозащитники из организации Seenotrettung EV доставили гуманитарную помощь в приграничный с Беларусью польский городок Михалово.

Рубен Нойгебауер, правозащитник из Seenotrettung EV: «Именно сегодня, в годовщину падения берлинской стены, ситуация на польско-белорусской границе продолжает драматически ухудшаться. Я считаю, что в этот день Германия несет особую ответственность. Вместо того, чтобы строить новые стены, мы должны проявить солидарность. Мы знаем из немецкой истории, что стена — это не решение. Мы не можем допустить нарушения прав человека в Европе, когда людей раздавливают между польской и белорусской армией. Необходимо создать гуманитарный коридор для тех, кто в беде».

Тарек, активист: «Мы приехали сюда из Берлина с целью или даже с требованием забрать людей с границы в Германию. У нас есть свободные места в автобусе. Немецкие города согласны принять этих людей. Мы ожидаем, что Министерство внутренних дел Германии даст разрешение».

Во время пресс-конференции мимо правозащитников проезжает военная техника. Польские власти объявили чрезвычайное положение вдоль всей границы с Беларусью, 12 тысяч военных стянуты к восточным рубежам Евросоюза.

Правозащитники говорят, что польские власти специально установили режим ЧС на границе, чтобы не пустить туда журналистов и представителей гуманитарных организаций. Таким образом консервативное правительство рассчитывает без разбирательств вытеснить всех иностранцев, попавших на территорию Польши из Беларуси. Юристы считают, что такие действия незаконны, ведь Европа гарантирует защиту тем, кому она действительно нужна.

Лицца, активистка из Берлина: «Сейчас Европа позволяет себя шантажировать. Но этого можно избежать, если у людей будет возможность попасть сюда через гуманитарные коридоры. Власти распространяют ложную информацию, запугивают людей. Как можно бояться людей, которые ищут помощи?»

В Михалове с этим согласятся не все. Бабушке Гене, католичке, 78 лет, и она боится мигрантов с Ближнего Востока.

Геня, жительница Михалово: «Нельзя их впускать. Наша страна — для нас. Они нас задушат. Они ненавидят христиан. Не все, а те, кто мусульмане. Не надо их пускать. Пусть едут к себе и там живут. Мы, наша страна, можем им помочь. У нас и своих проблем хватает с болезнями этими — коронавирус».

Пока активисты отдыхали от долгой дороги, пришли плохие новости.

Янка, активистка из Берлина: «Полиция провела проверку, обыскала автобус. Они искали людей. А сейчас забрали все наши документы».

Рубен Нойгебауер, правозащитник из Seenotrettung EV: «Они не нашли ничего незаконного, поэтому мы можем ехать дальше! Но это длилось слишком долго, поэтому мы все еще в Михалове, а не на границе».

Задача правозащитников — вывезти беженцев с границы ЕС в Германию. Но разрешения от немецкого правительства все еще нет. И чем темнее и ближе к границе, тем сильнее напряжены активисты — получится ли? За два километра от территории Беларуси путь преграждает полицейский кордон. И опять ожидание в надежде увести от границы хоть кого-то. Десятки журналистов уже несколько часов ждут нашего автобуса.

После перепалки с полицейскими и нескольких интервью журналистам из разных стран автобус едет обратно в Берлин почти пустым. Рубен, Янка, Тарек и остальные активисты предполагали, что автобус могут не пропустить. Поэтому весь гуманитарный груз они передали польским активистам прошлой ночью.

Если со стороны Польши к границе попасть почти невозможно, то с белорусской стороны некоторым журналистам удается пройти в лагерь беженцев. Марианна Беленькая из «Коммерсанта» провела там два дня.

Марианна Беленькая, корреспондент «Коммерсанта»: «Знаете, там очень разные люди. Там есть люди, которые явно средний класс. Многие с высшим образованием, многие со средним образованием. Что их ждет конкретно, они не знали. По крайней мере, они не ожидали, что будет так тяжело и, самое главное, так холодно. Хотя многие из них подготовились. И, я так понимаю, многие подготовились уже по приезде в Беларусь. Много молодых людей 20-30 лет, но также и много семей, детей. Беременные женщины, что меня поразило, или женщины с очень маленькими детьми, буквально с младенцами. Это шокирует. Решиться на такое путешествие с младенцем, когда бежишь не от войны, а от безнадежности. Это какая должна быть степень безнадежности или какая наивность».

Марианна рассказала, что от властей Беларуси и Красного креста поступает помощь: еда и лекарства. В редких случаях пропускают машины скорой помощи.

Марианна Беленькая, корреспондент «Коммерсанта»: «С польской стороны — вообще ничего. Там просто стоят люди в касках вдоль всего лагеря».

Кризис на границе совпал с празднованием Дня независимости Польши. В этот день в Варшаву съезжаются не только патриоты Польши, но и ультраправые со всей Европы. Сторонники европейских ценностей здесь в меньшинстве. На плакатах лозунги вроде «Сегодня мигрант —завтра террорист».

А вот Иоанн Ярощук, батюшка из православной церкви в приграничном с Беларусью Михалове, коронавирус проблемой не считает и вместо вакцинации советует молиться и каяться. Но все же любовь к ближнему — это святое.

Иоанн Ярощук, настоятель церкви Святителя Николая в Михалове: «Надо любить. Надо видеть в другом человеке образ и подобие Божие. Надо помогать друг другу. Время, которое мы живем, надо использовать во благо. Не себе. Только для другого человека. И безразлично, в этой или другой стране, или какого цвета кожи. У бога все мы дети».