11 июня МВД закрыло уголовное дело журналиста «Медузы» Ивана Голунова, которого ложно обвинили в покушении на сбыт наркотиков в крупном размере. На 12 июня был запланирован несогласованный марш в его поддержку, но после освобождения Голунова было неясно, состоится ли эта акция и сколько людей готовы на нее выйти. В итоге марш собрал несколько тысяч человек. Как это было — в репортаже RTVI.
Шествие планировали начать в полдень, но уже к половине двенадцатого у метро «Чистые пруды» собрались около 200 человек, десятки сотрудников полиции и Росгвардии. Неподалеку дежурили три автозака и несколько полицейских автобусов.
У памятника Грибоедову были основатели «Медузы» Галина Тимченко и Иван Колпаков, член СПЧ Екатерина Шульман, критик Анна Наринская, правозащитница Зоя Светова, главный редактор «Батенька, да вы трансформер» Григорий Туманов и другие.
Перед началом шествия к журналисту Илье Азару, который изначально был среди инициаторов марша, подошел сотрудник полиции и предупредил, что акция не согласована. Задерживать журналиста не стали. Сам Азар накануне писал, что ему в почтовый ящик пришло предостережение от прокуратуры, в котором неправильно указали отчество журналиста.
«Мы пошли гулять», — послышалось в толпе, и участники акции стали двигаться по запланированному маршруту к главному управлению МВД по Москве на Петровке, 38. Примерно тогда же случились первые задержания. Начали с тех, кто пришел в футболках с надписями «Я/Мы Иван Голунов».
Мясницкую улицу сразу перекрыли. Люди свернули в переулки и все же вышли на бульварное кольцо, где им встретились участники фестиваля «Времена и эпохи». Некоторые реконструкторы безучастно наблюдали за акцией, кто-то перешучивался с протестующими.
Дойдя до конца Рождественского бульвара, многие из участников акции остановились, потому что бойцы Росгвардии преградили путь. Здесь задержания стали по-настоящему массовыми. Сотрудники полиции и ОМОНа случайным образом выхватывали людей из толпы поодиночке: задерживали по принципу «те, кто не нравится» (как сказал один из полицейских по рации). В полицейские автобусы попадали и женщины, и пожилые, и просто случайные люди, которые, возможно, даже не знали об акции.
Несмотря на перекрытия, многие участники нашли обходные пути и продолжили движение на Петровку, которая тоже оказалась оцеплена полицией.
Основная масса людей собралась в сквере возле памятника Владимиру Высоцкому. Там задержания продолжились, полицейские снова выхватывали людей из толпы. Задерживали людей и в расположенном неподалеку саду «Эрмитаж», вход в который заблокировали из-за «плохих погодных условий».
К 14:00 проект «ОВД-Инфо» сообщил о 200 задержанных. Среди них были корреспондент «Коммерсанта» Роман Дорофеев, журналист «Эха Москвы» Евгений Снегов, у которых были пресс-карты и редзадания, а также журналист «Новой газеты» Никита Гирин и корреспондент The Village Павел Яблонский. Позже как минимум часть журналистов отпустили из отделов полиции без протоколов.
Один из инициаторов марша журналист Евгений Берг во время задержаний позвонил вице-мэру Александру Горбенко. Он рассказал, что людей задерживают «без плакатов, без ничего», и спросил, почему так происходит, если в мэрии обещали, что «все хорошо будет». Пока Берг говорил по телефону, его задержали.
Участники акции между тем не расходились. В какой-то момент они стали петь под гитару «Я свободен» Валерия Кипелова. Сотрудники полиции дежурили на всей территории сквера, но участников импровизированного концерта не задерживали.
К четырем часам людей на бульваре стало меньше. Группа активистов осталась у памятника Высоцкому, а кто-то с интересом слушал лекцию реконструкторов прямо у выхода на Петровку. Постепенно шествие в поддержку Голунова потеряло ядро и слилось с гуляниями ко Дню России.
По данным «ОВД-Инфо» к 23 часам, на марше задержали больше 500 человек. Среди них были также инициаторы акции Илья Азар и Елизавета Нестерова. Их забрали в ОВД для «разговора об организации», рассказала сама Нестерова. При этом накануне марша они оба заявили, что выходят из состава инициаторов. По словам Алексея Навального, к устроителям шествия полиция причислила и его, хотя в организации марша политик не участвовал.
Согласовывать этот марш с московскими властями изначально не собирались. Тем не менее вечером 10 июня Илье Азару позвонил вице-мэр Горбенко и пригласил на разговор. Инициаторы от кулуарных обсуждений отказались и предложили обсудить марш в прямом эфире.
Вскоре после освобождения Голунова Азар получил от Горбунова сообщение: «Что делаем теперь». В ответ журналист написал, что властям нужно обеспечить безопасность участников акции 12 июня и избежать задержаний. Вице-мэр ответил «ок». Еще позже группа инициаторов акции отправилась на переговоры с мэрией. Но о согласовании шествия договориться так и не удалось.