На протяжении всего 2023 года госорганы во главе Минздравом обсуждали необходимость ужесточения оборота препаратов для прерывания беременности. 4 октября стало известно, что ведомство выпустило соответствующий приказ. Как выяснил RTVI, на этом новостном фоне продажи абортивных таблеток растут уже несколько месяцев, а в июле, когда Минздрав сообщил, что планирует запретить аборты в частных клиниках, они взлетели на 20%.
Первые предложения о том, чтобы ужесточить контроль над абортами, зазвучали еще в ноябре 2022 года. Тогда вице-премьер Татьяна Голикова поручила федеральным ведомствам навести порядок в этой сфере. В том числе — ужесточить ответственность частных клиник за сокрытие информации о проведенных абортах и включить абортивные таблетки в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Всерьез за выполнение этих задач ведомства взялись в июле 2023 года. Тогда Минздрав сообщил, что планирует запретить аборты в частных клиниках и ограничить продажу препаратов для прерывания беременности. По задумке властей, это должно побудить россиянок больше рожать. При этом число абортов в России в 2018-2022 годы и так сократилось на 20%. 4 октября стало известно, что Минздрав подписал приказ о внесении двух препаратов для медикаментозного аборта — мизопростола и мифепристона — в перечень предметно-количественного учета (ПКУ), что существенно ужесточит их оборот.
На фоне новостей о будущих запретах продажи абортивных таблеток в России существенно растут уже несколько месяцев, свидетельствуют данные исследователей фармрынка DSM Group (есть в распоряжении RTVI). Активный рост начался в апреле 2023-го — в сравнении с апрелем 2022-го продажи абортивных препаратов тогда увеличились на 17,3%. Пик роста был зафиксирован в июле, когда на фоне новостей о планах по запрету абортов в частных клиниках продажи препаратов для прерывания беременности увеличились почти на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Последние имеющиеся данные о продажах заканчиваются августом 2023-го, и согласно им число проданных препаратов для прерывания беременности продолжает расти — на 11,6% в этом месяце в сравнении с прошлым годом.
Директор по развитию RNC Pharma, эксперт фармацевтического рынка Николай Беспалов в разговоре с RTVI обратил внимание на тот факт, что в текущем документе (как и в проекте приказа) не конкретизированы дозировки препаратов мифепристона — а в низких дозировках он используется как средство экстренной контрацепции.
“Перевод данного препарата в категорию ПКУ (предметно количественного учёта) приведёт к колоссальному сокращению его доступности. Это в том числе может иметь негативные последствия в виде роста числа абортов. Но тут прогнозировать что-то определённое сложно”, — заключил он
По мнению Беспалова, ужесточение оборота препаратов мифепристона вряд ли приведет к росту числа контрафакта.
“Для экстренной контрацепции существуют и другие продукты, в частности препараты на основе левоноргестрела — здесь лидирует компания “Гедеон Рихтер” с препаратами “Постинор” и “Эскапел”. В 2021 году появился также аналог российского производства “Постиплания” (компания “Фармасинтез”)”, — пояснил он.
Эксперт прогнозирует, что на препарат левоноргестрела, который не попал в список ПКУ, вырастет спрос, а следом и цены.
“Поскольку препараты не в перечне ЖНВЛП (жизненно важных препаратов), скорее всего можно ожидать и роста цен — что опять же не самым положительным образом скажется на физической доступности соответствующих препаратов. Я уже не говорю о том, что производители препаратов мифепристона в дозировках для экстренной контрацепции оказываются в неравных условиях, что идёт в разрез с антимонопольным законодательством, речь идет прежде всего о компаниях “Изварино” и Stada, а также ряде других поставщиков”, — сказал Беспалов.
По его мнению, чтобы этого не допустить, нужно было конкретизировать формы выпуска препаратов мифепристона: это бы вывело из-под действия документа препараты для экстренной контрацепции и сняло бы все вопросы.