Начальник разведки самопровозглашенной Донецкой народной республики Сергей Дубинский несколько часов не знал о катастрофе рейса MH17, в которой погибли 298 человек. Это следует из записей телефонных переговоров, которые перехватили украинские спецслужбы. С их содержанием ознакомились журналисты программы Nieuwsuur нидерландского общественного телевидения.

Подлинность записей подтвердила Совместная следственная группа по делу о катастрофе рейса MH17, в которую вошли представители Нидерландов, Украины, Австралии, Бельгии и Малайзии, которой принадлежал сбитый «Боинг».

В начале марта 2020 года в Нидерландах начался заочный суд над четырьмя обвиняемыми в крушении. Это россияне Игорь Стрелков (Гиркин), который в июле 2014 года был министром обороны ДНР, Дубинский — его заместитель по разведке и бывший офицер ГРУ, помощник Дубинского Олег Пулатов, который отвечал за охрану «Бука», и украинец Леонид Харченко, который командовал одним из подразделений ДНР в районе, где сбили «Боинг».

Следствие считает, что пассажирский лайнер компании Malaysia Airlines сбили из российского комплекса «Бук», который поставили в воюющий регион по просьбе ДНР. Расшифровка записей подтверждает эту версию, но оставляет неясным, кто принимал решение о стрельбе.

В середине июля 2014 года формирования ДНР пытались пробиться к российской границе в районе Мариновки, но им этого не давала сделать украинская армия. В телефонном разговоре от 16 июля Дубинский жаловался на потери от действий украинской авиации, которая бомбила части ДНР с высоты, до которой не добивали переносные зенитные ракетные комплексы. По словам Дубинского, чтобы исправить положение ему нужно было получить «Бук» к утру 17 июля.

Днем 16 июля Дубинский в телефонном разговоре с Пулатовым упоминал, что договорился о доставке «Бука». Утром 17 июля он позвонил своему помощнику и предупредил, что «Бук» скоро прибудет в Мариновку, откуда его нужно доставить на позиции в Первомайском. В 12:45 комплекс привезли в город Снежный. Там его сгрузили с тягача, и он своим ходом отправился в Первомайское.

В 16:19 с поля рядом со Снежным взлетела ракета и спустя минуту взорвалась рядом с «Боингом». Обломки лайнера упали на землю. Вскоре в соцсетях появились сообщения о пуске ракеты и взрыве. Через полчаса Харченко позвонил Дубинскому и сказал, что они сбили украинский военный самолет — «сушку». Спустя еще полчаса Харченко сообщил Дубинскому, что украинская армия начала артобстрел, на что последний поинтересовался сохранностью «Бука».

Спустя еще час один из полевых командиров ДНР сказал Дубинскому, что идет забирать «черные ящики» упавшего самолета. Начальник разведки похоже не понял, о чем шла речь, и повторил версию про сбитый украинский истребитель. «Мы сейчас тоже сбили самолет, „сушку“. Враг пытается прорваться. Слава богу, этим утром пришел „Бук-М“, так что теперь полегче», — процитировали запись разговора нидерландские журналисты.

Прошло еще два часа, и один из подчиненных спросил Дубинского, что ему отвечать журналистам, которые спрашивали про «Боинг», сбитый к югу от Донецка. Начальник разведки переспросил, что за бой там идет, на что ему ответили: «„Боинг“! Там авиакатастрофа». Дубинский на это сказал, что знает, что его люди сбили под Мариновкой «сушку».

Вскоре после этого разговора Дубинскому позвонил Гиркин и вызвал к себе. Около 20 часов вечера Дубинский позвонил Пулатову и потребовал отчета, кто и что сбил. Он поинтересовался, стрелял ли «Бук». Пулатов ему сказал, что «Бук» сбил «сушку», но перед этим «сушка» сбила «Боинг», а теперь на них пытаются взвалить вину за гибель гражданского самолета.

Дубинский попытался уточнить у Пулатова, видел ли тот своими глазами, как украинский истребитель стрелял в лайнер. Тот ответил, что это видели люди в Снежном, и «сушку» сбили, когда она пошла на второй заход. Дубинский тотчас же перезвонил Гиркину и изложил ему услышанную версию, добавив: «Куча наших людей это видела».

Затем Пулатов и Харченко позвонили Дубинскому с места падения самолета и спросили, можно ли пустить туда наблюдателей из ОБСЕ. Дубинский опять поинтересовался у Харченко: «Ты сам видел, как его сбила „сушка“, или это все-такие были наши?» Тот подтвердил свои первые показания: «Да, сначала там наверху рвануло, а потом был наш выстрел».

В 20:30 Гиркин поручил Дубинскому доставить «ящик» на границу с Луганской областью, которую контролировали другие группировки и через которую шел единственный коридор из Донецка в Россию. Однако Харченко сообщил Дубинскому, что «ящик» своим ходом покинул место стоянки и направился в Снежный. В 22:30 он перезвонил и уточнил, куда нужно доставить установку. Дубинский повторил, что на границу с Луганской областью. Утром 18 июля Харченко подтвердил Дубинскому, что «машина в России».

Версию о том, что «Боинг» сбил украинский самолет, несколько дней спустя повторило Минобороны России. В дальнейшем Москва стала отстаивать версию, что лайнер сбили из «Бука» старого образца, который находился на вооружении украинской армии.

В прокуратуре Нидерландов заявили Nieuwsuur, что тот факт, что Дубинский и другие обвиняемые не знали, что именно они сбили, не снимает с них вины. В прокуратуре добавили, что к обвиняемым не применимы нормы суда над военнослужащими, так как они являются гражданскими лицами, которых обвиняют «в крушении самолета и убийстве находившихся на борту людей».