Российские города, где проходил Чемпионат мира по футболу, вошли в программу рекультивации свалок. Об этом RTVI рассказали в движении Народный фронт (ОНФ). На нее в конце 2017 — начале 2018 года потратили 3 млрд рублей. Корреспондент Ирина Нагорных выяснила, как реализовали этот проект.

Нескольким городам, принимающим чемпионат мира по футболу, повезло: к приезду иностранных гостей городские и близлежащие территории капитально очистили от скоплений мусора. «Это было безумно дорого», — признается сопредседатель движения ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.

Например, 1 млрд рублей потратили на рекультивацию крупной свалки под Нижним Новгородом, печально известной в народе под названием «черная дыра». В Волгограде ликвидировали свалку, выросшую прямо в центре города. Чтобы вывезти и переработать волгоградский мусор, из бюджета выделили 384 млн рублей. В целом программа рекультивации мусора, в которую вошла, в том числе, уборка свалок в городах ЧМ в конце 2017 — начале 2018 года, стоила государству 3 млрд рублей.

Зрители ЧМ и сами произвели гигантское количество мусора. После каждого матча болельщики оставляют до 10 тонн отходов. По требованию ФИФА, на матчах чемпионатов принимающая страна обязана вести раздельный сбор мусора. Требование было выполнено, хотя в России есть проблема с утилизацией. Организаторы утверждают, что не ограничились «показухой» и после раздельного сбора мусор не выкинули на свалку. Пивные банки отвезли на предприятия северо-западного региона, пластик утилизируют в Подмосковье. Одно из лучших предприятий по сортировке и раздельной переработке мусора находится в Костроме.

Иностранные болельщики поразили россиян тем, что после матча сами взялись за очистку трибун от мусора. Первыми отличились японские и сенегальские гости. Ролики с их участием разошлись по соцсетям.

Чтобы не ударить в грязь лицом, после матча Россия-Хорватия русские болельщики привели в порядок трибуны стадиона в Лужниках.

«Нам всем надо „поменять мозги“», — заявила Тимофеева на пресс-конференции 9 июля. По ее словам, «ФИФА стала катализатором»: Россия нуждается в активизации мусорной реформы.

Напомним, в 2017 году вступили в силу поправки к закону «Об отходах производства и потребления», уточняющие правила утилизации отходов. В том же году, который был объявлен годом экологии, администрация президента поручила Народному фронту усилить волонтерскую деятельность в этом направлении. Актив движения и депутаты Госдумы ездили по свалкам в резиновых перчатках и сапогах. В 2017 году социологи замеряли интерес населения к экологии, выяснили, что половина всех опрошенных экологией удовлетворены.

Власти успокоились и снизили градус общественного обсуждения темы. Однако в 2018 году случились острейшие митинги вокруг свалок в Подмосковье. Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин поясняет этот парадокс тем, что людей мало интересует тема экологии в целом, как нечто далекое от них, но зато их очень беспокоит качество среды их собственного проживания: вода, воздух и так далее.

В Народном фронте подтверждают, что экопроблематика используется в политических целях, движение не оставит экологическую нишу. Впрочем, в ОНФ пришли к мысли, что волонтерство — не их профиль.

«Больше не будем ходить и убирать за всеми. Кто-то зарабатывает на мусоре немалые деньги. Пусть они выполняют свою работу. А мы будем выявлять случаи бездействия властей, операторов и обнародовать их», — поясняет член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Владимир Гутенев.

В этом году Народному фронту, лидером которого является Владимир Путин, предстоит заново отстроить роль в политике и обновить лица. Из трех сопредседателей осталась только Ольга Тимофеева. Александр Бречалов ушел из общественников в губернаторы. Скончался режиссер Станислав Говорухин, единственный из руководства, кто имел личный «выход» на президента.