Госсекретарь Майк Помпео 23 декабря принял присягу нового посла США в России Джона Салливана, кандидатуру которого предложил президент Дональд Трамп. О том, как складывалась карьера дипломата, почему ушел его предшественник и какие проблемы в двусторонних отношениях Москвы и Вашингтона ему предстоит решать, — в материале RTVI.
«Я уверен, что Джон сможет эффективно возглавить работу по укреплению сотрудничества и построению конструктивных отношений с Россией», — написал Помпео в твиттере.
Салливан сменит на посту главы американской дипмиссии Джона Хантсмана, который работал в Москве с 2017 года. Дипломат объявил об отставке в августе 2019 года из-за планов баллотироваться на пост губернатора Юты. «Необходимо продолжать призывать Россию к ответу, когда ее действия угрожают нам и нашим союзникам», — посоветовал бывший посол преемнику.
Новый посол родился в Бостоне в 1959 году. Он получил юридическое образование и защитил докторскую степень по праву в Колумбийском университете. Новый посол США в России успел поработать главным юрисконсультом министерства торговли и заместителем главы этого ведомства, а также возглавлял специальный правительственный комитет, который занимался налаживанием торгово-экономических отношений США и Ирака.
В апреле 2017 года Трамп назначил Салливана первым заместителем госсекретаря. На этом посту он участвовал в переговорах с Россией о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и вопросах международной безопасности.
В середине ноября российский МИД дал предварительное согласие (агреман) на работу Салливана в России. Спустя месяц американский Сенат проголосовал за его назначение.
«Наши отношения с Россией достигли наинизшей точки со времен окончания холодной войны», — говорил в конце октября тогда еще кандидат в послы на слушаниях по его назначению в комитете Сената по международным делам. Среди причин такого состояния дел он перечислил вмешательство в американские выборы, агрессию против Украины и Грузии, использование оружия массового поражения для убийства российских граждан за рубежом и нарушение прав человека в России.
Салливан отметил, что как посол США он продолжит диалог с Россией по ситуации в Афганистане и Сирии, борьбе с терроризмом, контролю за вооружениями и ядерному разоружению на Корейском полуострове. Он добавил, что будет настаивать на освобождении американца Пола Уилана, которого в России арестовали за шпионаж, а также требовать рассмотреть дела Майкла Калви в рамках гражданского, а не уголовного процесса.
Как отмечает Би-би-си, Салливан на посту посла в России может стать заложником ситуации, которая сложилась в США. С одной стороны, президент Трамп положительно высказывается о Владимире Путине и предлагает вернуть Россию в G-7. Политический истеблишмент в Вашингтоне, в свою очередь, Россию критикует, и реального потепления отношений не происходит, подтверждением чему могут служить, например, санкции против российских газопроводов.
Джон Хербст, бывший посол США в Украине, который работал вместе с Салливаном при администрации Джорджа Буша-младшего, в беседе с RTVI охарактеризовал нового посла в России так: «Он был очень серьезным человеком <…> Очень умным человеком, способным быстро учиться. Я думаю, он трезво осознает тот вызов, который представляет Владимир Путин, и, думаю, он будет отличным послом <…> Мне кажется, что появление сильной и твердой руки в московском посольстве хорошо скажется на отношениях [между Россией и США]». По мнению Хербста, Салливан будет «хорошо отстаивать американские интересы», а также работать над тем, чтобы убедить Кремль вести менее агрессивную политику.
Руководитель Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева в разговоре с RTVI отметила, что с назначением Салливана отношения между США и Россией едва ли изменятся, поскольку он будет реализовывать политику Вашингтона, которая в отношении Москвы осталась прежней. Преимущество нового посла, по мнению эксперта, в прямом выходе на президента Трампа, а также в опыте по вопросам разоружения, что может быть важно в условиях возможного продления договора СНВ-3.
При этом Салливан «абсолютно не специалист по России», как и его предшественник, отмечает Журавлева. Она полагает, что назначение послом не профессионального дипломата, а юриста с большим опытом работы в министерстве торговли отражает «видение Трампом международных отношений через торговлю, экономику и бизнес». «Это тот поворот, который, возможно, нужен российско-американским отношениям, то есть добавить глубины. А глубина без экономических связей и торговли невозможна. Вопрос в том, сможем ли мы ее добавить в условиях санкционного режима», — уверена эксперт.