В отличие от многих западных политиков китайские руководители пока не комментировали на высоком уровне смерть последнего лидера СССР Михаила Горбачева. Позицию КНР сформулировал официальный представитель МИД страны Чжао Лицзян.

“Горбачев внес положительный вклад в нормализацию китайско-советских отношений. Мы выражаем наши соболезнования в связи с его кончиной и наши соболезнования его семье”, — прокомментировал дипломат смерть политика, отвечая на вопрос Reuters.

Осуждение культа личности Сталина Никитой Хрущевым в 1956 году привело к резкому охлаждению в отношениях КНР и СССР. Пиком этого периода стал пограничный конфликт на острове Даманском в 1969 году. Отношения были восстановлены только в период руководства Михаила Горбачева, когда были преодолены “три препятствия” (Китай требовал от СССР отвести войска от советско-китайской границы и отозвать их из Монголии, прекратить поддерживать Вьетнам против прокитайской Кампучии и вывести войска из Афганистана). В мае 1989 года Горбачев посетил Пекин и провел переговоры с Дэн Сяопином.

Таблоид “Хуанцю Шибао” (Global Times, структурное подразделение газеты “Жэньминь Жибао” — официального издания ЦК Коммунистической партии Китая) рассказал о противоречивом отношении к Горбачеву в Китае. С одной стороны, авторы статьи оговариваются, что в Китае считают последнего генсека КПСС “трагической фигурой, которая беспринципно угождала США и Западу”. “Он допустил серьезные ошибки в оценке международной ситуации и вызвал хаос во внутреннем экономическом порядке, что служит напоминанием другим странам о необходимости с осторожностью относиться к попыткам “мирной эволюции”, продвигаемой западными силами”, — пишет “Хуанцю Шибао”.

Подытоживая, «Хуанцю Шибао» приводит комментарий директора Института международных отношений Китайского народного университета, который сравнивает результаты развития двух коммунистических партий: “В критический момент Горбачев не смог спасти ни СССР, ни Коммунистическую партию Советского Союза”, в то время как “Открытие Китая (имеется в виду “политика реформ и открытости” — комплекс реформ по либерализации экономики Китая, начало которым положил Дэн Сяопин в 1978 году — RTVI) основано на принципах руководящей роли партии и принципе независимости, а не на стремлении к вестернизации”.

При этом другой таблоид близкий к “Жэньминь Жибао” “Хуанцю Жэньу” процитировал отрывки из интервью Горбачева опубликованном в китайских СМИ в 2006 году: «Мой совет китайским друзьям: не занимайтесь никакой «демократизацией», ничем хорошим это не кончится! Никогда не позволяйте ситуации быть хаотичной, стабильность превыше всего. <…> Я хотел бы напомнить моим китайским друзьям на примере наших трагических ошибок: если партия потеряет руководство обществом и реформами, наступит хаос, что очень опасно».

Как напомнил RTVI главный научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО Михаил Карпов, последнего советского лидера в Китае позитивно оценивали с 1985 по 1989 годы. Тогда политика “перестройки” в СССР вызвала большой энтузиазм. При этом, говорит Карпов, положительное отношение было распространено не только среди либеральной интеллигенции и студенчества Китая тех времен, но и в рядах государственно-партийного аппарата и близкого к власти экспертного сообщества. “Полагаю, что и Дэн Сяопин положительно воспринимал Горбачева, — размышляет Карпов. — Но в 1989 году ситуация радикально изменилась из-за политической ситуации в самом Китае. Официальное отношение современных китайских руководителей к Горбачеву далеко не теплое. Все, что связано с распадом КПСС и СССР — крайне болезненные темы для китайского руководства. Существование КПСС и СССР косвенно легитимизировало Коммунистическую партию Китая, как и распад СССР, наоборот, латентно заставляет задумываться о будущем КНР. Кто принес светлые идеи социализма в Китай? — крейсер “Аврора”.

По словам Карпова, в современном Китае широко распространено мнение, что Горбачев относился к реформам Дэн Сяопина свысока. “Но это чисто пропагандистская точка зрения. Горбачев очень позитивно и по-человечески эмоционально воспринял реформы в Китае”, — подчеркнул эксперт.