Профессор Лондонской школы экономики и политических наук Пол Долан провел исследование и пришел к выводу, что женщины счастливее без детей и мужей. С этим не согласны многие многодетные матери, которые достигли успеха в карьере, — например, пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс. Обязательно ли женщине рожать и как семейное положение может повлиять на успехи в карьере, разбирался корреспондент RTVI Гарри Княгницкий.

Три модных дома позвали съемочную группу RTVI на вечер. И обычно эти дома находятся в разных уголках мира. Бронуин Косгрэйв — авторитетный историк моды, соведущая фэшн-подкаста Different Tweed. Она работала на британский Vogue и Би-би-си, пишет для Hollywood Reporter, автор книг и владелица особняка в Челси — престижном районе Нью-Йорка.

Бронуин Косгрэйв, историк моды: «Чтобы написать книгу, я ушла из британского Vogue. Я впервые анализировала наряды на вручении „Оскара“. Я написала ее, когда освещала церемонию „Оскара“ для телеканала Би-би-си в Лос-Анджелесе. Мой партнер Джон Слосс — известный человек в кинематографическом сообществе Нью-Йорка. Он один из продюсеров „Зеленой книги“, фильма, который получил в этом году „Оскара“ в номинации „Лучшая картина“».

А еще Джон Слосс состоит в Киноакадемии, о нем пишет New York Times. Бронуин и Джон — именно партнеры, а не муж и жена. Ее книга «Созданы друг для друга» — не о мужчине и женщине, а о женщине и одежде. Идеальная пара для достижения успеха, если в нужной пропорции разбавить красотой и интеллектом. И не потратить лучшие годы на рождение детей, отмечает Бронуин.

Бронуин Косгрэйв, историк моды: «Я всю жизнь чувствовала, что мое истинное предназначение — журналистика. Я много лет работала на британский Vogue, жила в Лондоне. Я объездила весь мир. У меня бы не было такого шанса, если бы у меня были дети. И оглядываясь назад, я ни о чем не жалею».

У Ани Левитовой трое детей: старшему — 25, средней — 9, а младшей — 4 года. Это не помешало ей построить успешный риэлтерский бизнес сначала в России, а потом и в Америке. Сама она, впрочем, не считает это таким уж выдающимся успехом. То ли дело, говорит, ее одноклассник по Уортонской школе бизнеса Сундар Пичаи, который стал гендиректором Google.

Аня Левитова, владелец риэлтерской компании: «Когда Бусечке было 10 лет, моему старшему ребенку, мы были в 30 странах к тому времени. То есть мы довольно много путешествуем. Если бы мне кто-нибудь когда-нибудь сказал, что у меня будет трое детей, я бы, наверное, очень удивилась. <…> Кто-то хочет стать гендиректором Google и работать 20 часов из 24-х. Кто-то не хочет. И я не хочу. В работе, в карьере от тебя ожидают, что ты работаешь так, как будто у тебя нет детей. Другие родители в школе ожидают, что ты будешь приходить на каждый праздник, участвовать в работе родительского комитета и делать все так, как будто у тебя нет работы. Я устаю, я чувствую постоянно, что я недостаточно времени уделяю всему по отдельности. Мои дети проводят очень много времени с няней».

Бронуин Косгрэйв, историк моды: «Я не тот человек, который доверит воспитание ребенка кому-то еще».

Доверила бы, возможно, мужчине, да не встретила подходящего вовремя. Бронуин — не исключение. Про поиски, обретение и новые поиски партнеров самого разного калибра сняли целый «Секс в большом городе». Одна из героинь — убежденная противница материнства Саманта Джонс — кажется, списана с мисс Косгрэйв. Но это только кажется, уверяет Бронуин.

САМАНТА ДЖОНС

Фотография: Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Darren Star Productions

Бронуин Косгрэйв, историк моды: «Я себя с ней не отождествляю! Саманта Джонс, которую сыграла Ким Кэтролл, — она такая, знаете, сексуальная хищница, глава PR-агентства. Я встречала массу таких женщин. А я как раз жила в мире моды и журналистики. В мире, где мужчины судят о женщинах только по их внешности. И если, к тому же, учесть, что я североамериканка, канадка, которая живет в Лондоне, меня тут же стали принимать за Кэрри Брэдшоу».

Так совпало, что поклонники сериала любят собираться всего в нескольких кварталах от дома Бронуин. Именно здесь сценаристы поселили главную героиню Кэрри Брэдшоу. Сюда к ней приходили подруги, по этим ступеням порхала киношная Саманта Джонс — автор изречений, которые стали заповедями для миллионов женщин. Например, «ни один мужчина не стоит того, чтобы перестать из-за него наслаждаться жизнью» или «все мужчины, с которыми мы спим, воплощают в жизнь наши фантазии… или кошмары».

Для многих миллениалов стало священным правилом: сначала все попробовать, всех посмотреть, и лишь потом сделать серьезный осмысленный выбор. И чтобы партнер соответствовал еще и как личность, чтоб с ним по-настоящему можно было и в огонь, и в воду… и в роддом. «Но часики-то тикают!» — не унимаются родители, друзья, коллеги, буквально сводя бездетных и незамужних с ума.

Елена Ибрагимова, психолог: «Приходят именно с вопросом, что вот у меня есть убеждения, а вот общество, ценности меня расшатывают. „Общественные ценности меня расшатывают. Поэтому я должна рожать? Ну, как будто бы должна. Но я чувствую, что я не должна. Как будто бы я этого не хочу“. Естественно, это очень сильно рассогласует человека. Тут мы просто укрепляем эго, работаем с его личностью».

Общество даже сегодня видит в женщине не столько личность, сколько источник воспроизводства. Твой долг — стать матерью. И точка. Конечно, это не только долг, но и — доказано социальной психологией — счастье.

Светлана Комиссарук, социальный психолог: «Люди, у которых есть дети, живут с совершенно огромной амплитудой счастья: вверх-вниз, вверх-вниз. А люди, у которых нет детей, намного больше могут следить за своим состоянием счастья, ухаживать за своим состоянием счастья. И поэтому у них ровные, хорошие показатели психологического самочувствия».

Тут уж кому какую амплитуду счастья выбирать. Спорить о ценностях можно бесконечно, но для здоровья физического стать матерью — как минимум, полезно. Как максимум, это может спасти жизнь.

Константин Горелик, онкогинеколог: «Вообще рождение детей или беременность защищает женский организм от целого ряда заболеваний, в частности, онкологических. Таких, как рак молочной железы, рак яичников, рак эндометрия — это рак внутреннего слоя матки. Например, рождение одного ребенка понижает риск рака яичника на 40%».

Впрочем, 100% гарантии нет никогда. Среди пациенток онкогинеколов, по словам Горелика, бывают и многодетные матери, которые так надеялись, что на старости лет или в случае онкологии благодарное потомство обязательно подаст им тот самый пресловутый стакан воды.

Константин Горелик, онкогинеколог: «Я помню эти случаи до единого. Я помню этих больных, которые в трудную минуту, я их спрашиваю, я говорю: „Давайте я позвоню, кому позвонить? С кем поговорить? Кого вовлечь, чтобы мы с вами не один на один, а чтобы была команда, чтоб у вас была поддержка?“ И бывают случаи, довольно часто на моей практике, когда больная говорит, что никому не надо звонить. Как говорится, я сама».

А ведь их растили и любили. Некоторые матери в Америке бросают работу ради детей, ведь федеральный декрет дается всего на шесть недель. Дальше — если есть деньги, нанимаешь няню. Если нет — сама сидишь с ребенком, надеясь, что зарплаты мужа хватит на троих. Но это и есть та самая зависимость, от которой современные женщины хотят избавиться. Социальные роли распределены так, что если кто-то и жертвует карьерой, то не мужчина.

Аня Левитова, владелец риелторской компании: «Здесь большое количество женщин, которые строят настоящую карьеру, которые хотят стать гендиректором Google. Это первое поколение женщин, которые это делают. Женщины до войны здесь практически не работали. То есть моя бабушка работала в Курчатовском институте, была профессором, доктором физических наук. Здесь найти человека, у которого бабушка была профессором, доктором физических наук невозможно. Не то, что таких вообще нет, но их очень-очень мало. В России ты приходишь получать кредит в банк, твой кредитный комитет с высокой вероятностью состоит либо из одних женщин — менеджеров среднего звена, либо состоит из женщин на 80%. Я прихожу в банк в Соединенных Штатах — я одна женщина везде. Я одна женщина, потому что все решения принимают мужчины».

До таких выводов профессор Лондонской школы экономики Пол Долан в своем исследовании не доходил. Он лишь заявил, что женщины счастливее без детей и мужей, а мужчины вполне счастливы в любом случае. Спорное исследование вызвало бурю эмоций и даже протестов по всему миру. Долана бросились опровергать и доказывать обратное. Самый здравый подход, по мнению психологов, в простой истине: выявлять закономерность в таком вопросе, как личное счастье, — глупо и бессмысленно. Как минимум потому, что сегодня условная Кэрри Брэдшоу счастлива без семьи, а завтра будет счастлива с детьми и мужем. У каждого — свой путь, науке неподвластный.

Наконец, что же думает сам автор исследования Пол Долан? Съемочная группа RTVI, конечно, с ним связалась. Он ответил, что был бы счастлив дать интервью. Но потом извинился, написал, что не может, поскольку заболела жена, и Пол должен присматривать за детьми.