Суд немецкого Нюрнберга вернулся к делу одного из самых известных в Германии героев миграционного кризиса. В прошлом году высылка из страны юного беженца из Афганистана Асифа Н. обернулась демонстрацией горожан в его защиту. Митинг перерос в акции гражданского неповиновения и столкновения с полицией. После этого инцидента споры о беженцах разгорелись в обществе с новой силой. Подробности — в материале Константина Гольденцвайга.

События прошлого года в Нюрнберге стали одной из самых ярких иллюстраций на тему нынешнего раскола Германии из-за мигрантов и будущего для десятков тысяч беженцев, подлежащих депортации. Минувшей весной за высылаемого на родину в Афганистан 20-летнего Асифа Н. вступились его друзья-однокурсники, местные левые активисты и рядовые горожане. Сложно сказать, кто действовал жестче: полиция, участники акций протеста и сидячей блокады или сам Асиф.

44.jpg

Акция против депортации беженцев в Нюрнберге Фотография:
Timm Schamberger / DPA / TASS

Фридрих Вайтнер, пресс-секретарь суда: «Во-первых, в вину Асифу вменяется сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. Он не перестал оказывать его, и оказавшись уже в полицейской машине. Кроме того, уже находясь в участке, он заявил, что, если его депортируют, он вернется в страну опять и убьет немцев. Прокуратура расценила это высказывание как нарушение общественного порядка».

За это нарушение и сопротивление суд вынес максимально мягкий приговор. Ни заключения, ни штрафа — лишь сто часов общественно полезных работ. Раньше, по иронии судьбы, выучившийся на столяра Асиф, как и многие беженцы с полулегальным статусом, годами пытался получить право на работу. Тщетными были и попытки получить политическое убежище: из раза в раз афганцу предоставляли лишь отсрочку.

От высылки в мае прошлого года его спасло чудо — когда немецкая бюрократия разобралась с делом Асифа и нашла ему прямо на вечер того же дня самолет до Афганистана, сам он находился в училище. Там его от полиции сначала отбивали обычные немцы. А следом в тот же день в Кабуле прогремел очередной взрыв, из-за которого погибли десятки людей. Депортацию на родину, где Асиф не бывал с детства, отложили. Но вопросов к полиции и миграционным властям осталось много.

Юнус Цияль, адвокат Асифа Н.: «Мы слышали от очень многих свидетелей, что к эскалации обстановки привели сами полицейские из города Эрланген, участвовавшие в задержании. Всего этого можно было избежать, как и попытки депортации в такую страну, как Афганистан, тем более, прямо из учебного класса. Подобные вещи не могут вызывать одобрения».

В миграционном плане Бавария — самая консервативная из немецких земель. Ее бывший глава, нынешний министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеехофер называет миграцию «матерью всех проблем», а в день рождения шутит на эту тему: подчиненные ему «в подарок» депортировали 69 беженцев — по числу лет, прожитых министром. А политик баварского ХСС Александр Добриндт на примере несостоявшейся депортации Асифа заявил даже об «отлаженной индустрии по воспрепятствованию высылке беженцев-нелегалов». В ответ на это юристы, защищающие их интересы, подали на него коллективный иск за клевету.

Что же до участи самого Асифа Н., то в ноябре другой суд вновь отклонил его очередное прошение об убежище. Впрочем, судьбу его и еще сотен тысяч приезжих, возможно, в корне изменит новый законопроект. Который, по совпадению, в тот же день представило правительство Германии. Согласно ему, даже беженцы, подлежавшие высылке, при условии интеграции и соблюдения законов страны, отныне смогут трудиться и оставаться в Германии.