В последние дни вновь начали поступать сообщения об обстрелах на границе Армении и Азербайджана. Стороны как обычно обвиняют друг друга. RTVI выяснял, почему эскалация может быть выгодна и Еревану, и Баку, и есть ли угроза настоящей войны.
В среду в результате перестрелки на границе Армении и Азербайджана погибли трое и получили ранения пятеро армянских военных, сообщили в Ереване. Баку заявил о двух раненых. Стороны, как и раньше, возложили вину друг на друга. Вскоре при посредничестве России Азербайджан и Армения договорились о прекращении огня, но той же ночью снова появились сообщения об обстрелах.
Минобороны Азербайджана призвало Армению начать переговоры по делимитации границы. С той же идеей выступил и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян, который предложил также разместить наблюдателей ОДКБ и российских миротворцев вдоль всей границы.
«Учитывая сложившуюся ситуацию, думаю, есть смысл рассмотреть вопрос размещения по всей протяженности армяно-азербайджанской границы опорных пунктов российских пограничников, что позволит провести работы по демаркации и делимитации границы без риска военных столкновений».
Нагорно-Карабахский конфликт — самый затяжной на всем постсоветском пространстве. Ситуация в этом регионе остается неспокойной уже 30 лет. В конце сентября прошлого года в регионе снова вспыхнула полноценная война. Столкновения стали самыми кровопролитными с момента окончания первой карабахской войны в 1994 году. Положить конец шестинедельному противостоянию (хотя бы временно) удалось при посредничестве России. 9 ноября Ильхам Алиев, Никол Пашинян и Владимир Путин подписали соглашение о прекращении огня.
В соответствии с документом, Азербайджану отошли многие территории, которые до этого почти 30 лет находились под контролем непризнанной Нагорно-Карабахской республики: Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский районы. Город Шуша (Шуши), который считается символом Нагорного Карабаха, также перешел под контроль Азербайджана. На Никола Пашиняна посыпались обвинения в предательстве. Сам армянский премьер заявил, что подписал соглашение по просьбе военных, призывавших его остановиться.
После подписания документа Россия направила в регион почти 2000 военнослужащих. Они разместились вдоль Лачинского коридора и линии соприкосновения, и пробудут там еще как минимум четыре с половиной года.
«У сторон разные карты»
Трехстороннее соглашение подписано, кому какие территории принадлежат — определено (хотя, конечно, Ереван эта ситуация не устраивает). Возможно ли сейчас провести делимитацию и демаркацию границ, к которой одновременно призвали и Баку, и Ереван?
«Проблема в том, что у сторон разные карты. Административные границы времен Советского Союза — это не государственные границы. Они менялись, они были условные, — заявил в разговоре с RTVI руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков. — Я думаю, что Пашинян пытается что-то выторговать себе в этой ситуации. Он может попытаться апеллировать к каким-то картам советской эпохи и с помощью посредников провести линию границы как-то более удобно для себя».
В возможность делимитации не верит и армянский политолог, директор Института Кавказа (Ереван) Александр Искандарян. «Когда заходят вооруженные люди на территорию и откусывают куски земли — это не делимитация. Делимитация начиналась, и она может проходить при условии нормальных взаимоотношений между странами, чего нет», — сказал он в разговоре с RTVI.
«Слишком хрупкая власть Пашиняна» мешает армянскому руководству провести делимитацию, убежден азербайджанский политолог, старший советник Бакинского международного центра мультикультурализма Тофик Аббасов. В стране слишком велико влияние сторонников бывших президентов Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна. Оба они родились в Нагорном Карабахе, и для них трехстороннее соглашение не что иное, как предательство. «Сосуществование, перемирие их не устраивает, и они об этом говорят громогласно и открыто», — добавляет Аббасов.
Кто начал обстрелы? Армения и Азербайджан всегда обвиняют друг друга, и найти истину оказывается практически невозможным. Но какие цели сейчас могут преследовать стороны?
«[Если начал Азербайджан], то нынешняя эскалация конфликта рядом с границей с Нахичеванью [14 июля обострилась обстановка на границе Армении с Нахичеванью на участке населенного пункта Ерасх] означает, что господин Алиев пытается создать удобные условия для перерезания Армении дорог на юг, в том числе чтобы перебросить технику и вооружение в случае новой эскалации в Карабахе. Или, возможно, он хочет додавить Армению, чтобы получить мирный договор на своих условиях. А если начала Армения, то она начала превентивно, чтобы купировать ту угрозу, которая есть», — добавляет Новиков.
Как считает армянский политолог, нынешняя эскалация нужна Баку, чтобы реализовать планы по строительству Зангезурского коридора [автомобильная и железная дорога, которая должна связать основную территорию Азербайджана с Нахичеванью и затем с Турцией, планируется, что она будет проходить по югу Армении]. Цель Азербайджана — добиться того, чтобы эту дорогу охраняли азербайджанские силы, а не армянские.
«Вторая задача — это подписание договора, то есть какого-нибудь текста, который Азербайджан внутри своей страны сможет представить как признание Арменией границы [Азербайджана] вместе с Нагорным Карабахом», — добавляет Искандарян.
Дать международному сообществу понять, что здесь миром не пахнет — такую цель, по мнению азербайджанского политолога, ставят перед собой армянские власти. Тем самым Ереван хочет побудить мировое сообщество, в первую очередь Францию и США, вмешаться, заставить стороны пересмотреть соглашение и вернуться к статусу-кво, то есть к тем позициям, которые Армения и Азербайджан занимали до шестинедельной войны.
Могут ли нынешние обстрелы перерасти во что-то серьезное? Тут и армянский, и азербайджанский политологи сходятся во мнении. Пока в Карабахе находятся российские миротворцы, ни Ереван, ни Баку не рискнут развязать настоящую войну.
Кто мог бы помочь в разрешении конфликта?
Россия фактически оказалась меж двух огней. С одной стороны, Москва и Ереван — военные союзники по ОДКБ, и, кажется, в этих условиях Россия должна в первую очередь протягивать руку помощи Армении. Но Москва не желает жертвовать и связями с Баку и отдавать его полностью в сферу влияния Анкары. «Россия не хочет разочаровывать армян, но и не хочет отталкивать азербайджанцев», — так в разговоре с RTVI описал позицию России политолог, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Россия здесь не всемогущий игрок. Она военный союзник Армении, но она не берет на себя ответственность за карабахскую ситуацию, потому что Карабах не находится в границах Армении, а Россия обязалась защищать Армению в ее международно признанных границах. Возможностей влиять на Азербайджан у России не много. Другое дело, что Азербайджан не хочет идти на конфликт с Россией, но он и не входит в сферу влияния России, он не союзник России, он не входит в ОДКБ».
Основная помощь России на сегодня — это миротворческие силы, которые были введены в соответствии с соглашением. По мнению Макаркина, если бы не миротворцы, то Нагорный Карабах был бы ликвидирован военным путем, как Республика Сербская Краина в 1995 году. При этом эксперт напоминает, что по соглашению миротворцы были переброшены в Карабах на пять лет. Останутся ли они после этого — зависит от будущей позиции всех трех стран, подписавших соглашение.
Во время прошлогодней войны активную помощь Азербайджану оказывала Турция. Анкара совершенно не скрывала своей поддержки Баку. Например, минобороны Турции у себя в твиттере на заставку тогда поставило фотографию пожимающих друг другу руки турецкого и азербайджанского военных. Но в миротворческой операции Турция участвовать не могла: для этого нужно было согласие и Баку, и Еревана, и сложно представить, что Армения дала бы на это добро.
В Армении, по мнению Алексея Макаркина, скорее смотрят на западные страны и в первую очередь на Францию, где проживает большая армянская диаспора. В Ереване рассчитывают на посредническую роль Парижа.
Францию, а также США как членов Минской группы по Нагорному Карабаху, упоминает и армянский политолог. По мнению Искандаряна, они могли бы содействовать переговорному процессу, «которого сейчас нет». А вот азербайджанский эксперт, наоборот, считает, что Франция и Соединенные Штаты стремятся «дестабилизировать положение и оспорить верховенство Российской Федерации в качестве посредника и одного из участников Минской группы и хотят вернуться к статусу-кво [положению до начала прошлогодней войны, которое выгодно Армении]».
Как армяне и азербайджанцы делят Нагорный Карабах
Территория современного Нагорного Карабаха, которую уже многие столетия населяют преимущественно армяне, вошла в состав Российской империи в начале XIX века в результате русско-персидской войны 1804-1813 годов.
Отношения между армянами и азербайджанцами, населявшими эти земли, всегда были напряженные, но особенно ситуация обострилась после Октябрьской революции. 4 июля 1921 года на заседании Кавказского бюро Центрального комитета РКП(б) было принято решение передать территорию Нагорного Карабаха Армении. Но на следующий день Кавбюро пересмотрело вопрос в пользу Азербайджана, «исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами, постоянной экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его связи с Азербайджаном».
С 1921 года регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики на правах широкой автономии, но при этом на протяжении всего периода существования Советского Союза армяне по-прежнему составляли основную часть населения Карабаха.
Под конец советской эпохи карабахские армяне стали все громче говорить о своем желании войти в состав Армянской ССР. В 1988 году облсовет Нагорного Карабаха даже заявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. Но президиум ВС СССР принял постановление, в котором говорилось о невозможности передачи НКАО Армении. Через год советы Армянской ССР и НКАО приняли постановление о «воссоединении» республики и области, но президиум Верховного Совета СССР признал это решение неконституционным. В регионе все больше усиливались националистические настроения, которые привели к антиармянским погромом в ряде азербайджанских городов. Самые крупные — в Баку и Сумгаите.
Армянская община провозгласила Нагорно-Карабахскую республику (армяне также называют ее Арцах) в сентябре 1991 года. По сей день ее не признало ни одно государство, даже Армения.
Карабахский конфликт стал первым крупным вооруженным противостоянием на территории постсоветского пространства. За несколько лет в регионе погибли, по разным оценкам, от 15 до 30 тысяч человек, сотни тысяч мирных жителей покинули свои дома. 5 мая 1994 года было подписано соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом.
Автор Марика Димитриади