«Талибан» (движение запрещено в России) вошел в столицу Афганистана Кабул. Президент республики Ашраф Гани бежал из страны. По всей видимости, мировой общественности придется привыкать в новым реалиям: к власти в Афганистане спустя 20 лет после свержения вернулись талибы. RTVI решил подготовить небольшую справку о лидерах движения.

Хайбатулла Ахундзада

Хайбатулла Ахундзада, которого называют «повелителем правоверных», — исламский богослов, верховный лидер «Талибана», в чьих руках сосредоточена власть над политическими, религиозными и военными делами движения. В отличие от предыдущих лидеров, Ахундзада не полевой командир.

Он возглавил движение после убийства его предшественника Ахтара Мансура: тот погиб в результате атаки американского беспилотника вблизи афгано-пакистанской границы в 2016 году.

По данным ряда источников, Ахундзаду более 50 лет. Он родился в Кандагаре. Присоединился к талибам вскоре после создания движения в 1990-ые годы.

Когда «Талибан» захватил власть в Афганистане в 1996, Ахундзада стал главой военного суда движения и заместителем главы Верховного суда, следил за соблюдением законов шариата в республике. Когда талибы были свергнуты коалицией во главе с США в 2001 году, возглавил совет религиозных ученых «Талибана».

Авторитет Ахундзады непререкаем. Считается, что именно он был ответственен за издание фетв, или исламских указов, оправдывающих военные операции, теракты и иные преступления талибов.

Мулла Мухаммед Якуб

Сын основателя Талибана муллы Омара, мулла Мухаммед Якуб контролирует военные операции движения. Ему предположительно около 30 лет.

В 2016 году он создал специальный финансовый комитет, который под его руководством в короткий срок увеличил более чем на 1 млрд долларов доходы движения.

Мулла Якуб мог возглавить движение после смерти Мансура, но в 2016 году он выдвинул кандидатуру Ахундзады, решив, что ему самому пока не хватает боевого опыта, рассказал один из командиров талибов, присутствовавших на встрече, где выбирали нового лидера движения.

Муллу Якуба поддерживает глава Катарского офиса «Талибана» мулла Абдул Гани Барадар. Якуб считается представителем так называемого умеренного крыла движения, которое не исключало для себя ведение переговоров с целью окончания войны.

Талибан 1

Фотография: EPA / TASS

Долгое время о Якубе вообще мало что было слышно, но с 2015 года его имя стало звучать чаще. Не последнюю роль, конечно, в этом сыграли родственные связи с основателем движения.

Сираджуддин Хаккани

Хаккани предположительно около 40 или около 50 лет. Он сын известного командира моджахедов Джалалуддина Хаккани. Полевой командир Сираджуддин возглавляет «Сеть Хаккани» — часть движения, которая контролирует финансовые и военные активы «Талибана» на пакистано-афганской границе. Был назначен заместителем Ахундзады.

Некоторые эксперты считают, что именно представители «Сети Хаккани» предложили использовать в Афганистане террористов-смертников. На них возлагают ответственность за несколько громких терактов в республике, включая нападение на один из лучших отелей Кабула, покушение на бывшего президента Хамида Карзая и нападение террориста-смертника на посольство Индии.

Мулла Абдул Гани Барадар

Мулла Абдул Гани Барадар — один из основателей «Талибана». Был заместителем муллы Мухаммеда Омара. После назначения Ахундзады стал его заместителем по политическим вопросам.

Талибан

Фотография: пресс-служба МИД РФ / ТАСС

В настоящее время мулла Барадар возглавляет политический офис движения и входит в состав группы переговорщиков в Дохе. Приезжал на переговоры в Москву.

Барадар, который, как считается, был одним из ближайших доверенных командиров муллы Омара, был захвачен в 2010 году в городе Карачи во время совместной операции спецслужб Пакистана и США. Был освобожден по просьбе Вашингтона, который рассчитывал на помощь Барадара в продвижении переговоров о перемирии с талибами, которые были организованы американскими дипломатами.

Абдул Хаким Хаккани

Абдул Хаким Хаккани возглавляет группу переговорщиков. Входит в число людей, кому Ахундзада доверяет больше всего. Отчасти это можно объяснить его родом деятельности — как и Ахундзада, Хаккани из числа богословов, а не полевых командиров.

До недавнего времени он руководил исламским медресе, или семинарией, в городе Кветте, где находится главный политический орган «Талибана». Там Хаккани руководил судебной системой «Талибана» и возглавлял влиятельный совет талибских священнослужителей, который издавал религиозные указы для оправдания жестокой деятельности группировки в Афганистане.

Автор: Марика Димитриади