Учреждения культуры зачастую работают в режиме длительного и непрерывного производства, в котором задействованы не только артисты и режиссеры, но и технические специалисты. Всех их также коснулась частичная мобилизация и связанные с ней проблемы. RTVI выяснял у сотрудников и руководителей учреждений культуры, как они справляются с этими трудностями и собираются ли власти прийти к ним на помощь.

«Если… должности в учреждениях культуры не имеют брони, а работники находятся в запасе ВС РФ и не имеют основания для отсрочки по состоянию здоровья, они могут быть мобилизованы» — говорится в ответе на портале «Объясняем.РФ» на соответствующий вопрос.

В Минкультуры России не смогли прокомментировать RTVI порядок бронирования или освобождения от военной службы в федеральных учреждениях культуры. Директор одного из них рассказал RTVI, что работа по бронированию в период частичной мобилизации ничем не отличается от аналогичной по призыву — военно-учетный стол в отделе кадров ежегодно подает в военкомат списки «забронированных» артистов и сотрудников, без которых работа, по его словам, «встала бы намертво». Молодые артисты призывного возраста и работники цехов получали отсрочки на срок от полугода до года, стоящие на воинском учете — находились в списке забронированных. Еще в двух федеральных учреждениях культуры наличие такого порядка бронирования не подтвердили, не раскрывая детали.

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

В то же время большинство ДК, театров, концертных залов и других подобных учреждений в России подчиняются региональным или муниципальным властям. Так, например, в Москве лишь 9 театров находятся в подчинении Минкультуры, а 88 подотчетны столичному Департаменту культуры. В городских учреждениях культуры картина различается в зависимости от статуса — так, творческий сотрудник одного из столичных Домов культуры рассказал RTVI, что получил от руководства ответ, что у них «брони нет и быть не может». В то же время в одном из столичных музыкальных театров, как ранее рассказывал RTVI, части балетной труппы была обещана некая «защита» на уровне правительства Москвы.

Региональные власти отвечают за бронирование сотрудников региональных предприятий, критически важных для жизни региона. Но в Москве девять лет назад, еще до присоединения Крыма, военно-учетные столы в подведомственных Департаменту культуры учреждениях были расформированы «за ненадобностью», сожалеет в беседе с RTVI ответственный работник такой организации. Кроме того, в столице некоторым площадкам пришлось отменить запланированные мероприятия и отдать помещения на несколько недель под временные мобилизационные пункты — как, например, Музею Москвы, Дарвиновскому музею или Театру Виктюка.

Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Ни одно из городских учреждений культуры, с которым пообщался RTVI (среди них два ДК, два музея, четыре театра и киносеть) не сообщило о мобилизации критического количества сотрудников или артистов — в каждом были призваны от одного до семи сотрудников. Однако, как говорят собеседники RTVI, ущерб работе этих площадок был нанесен и отъездом части творческих и технических работников за границу. Культурным учреждениям приходится в экстренном порядке вводить новых артистов и персонал, что сказывается на качестве работы, представлений и программ.

«У меня, например, из восьми сотрудников пятеро до 50 лет, и еще трое — до 35. И мы сейчас за одну неделю лишились трех менеджеров, и заодно и киномеханика. Они уволились или уехали в длительные отпуска, но сейчас все равно дистанционно обучают новых сотрудников, — рассказал RTVI руководитель кинотеатра одной из столичных киносетей, — И в итоге у меня остались только сотрудники 50+ и еще один сотрудник с „бронью“».

В Госдуме пытались поднять вопрос о законодательно утвержденной брони для деятелей культуры. «Во многих отраслях экономики, особенно в оборонной промышленности, IT-сфере и других существует возможность «забронировать» наиболее востребованных специалистов. По моему мнению, необходимо разработать такие механизмы и для деятелей культуры, народных артистов», — рассказал изданию NEWS.ru депутат Госдумы Сергей Соловьев.

Сергей Бобылев / ТАСС

По его словам, этот вопрос уже обсуждался в комитете Госдумы по культуре, в который он входит. Однако это обсуждение, видимо, пока не вылилось даже в законопроект — по крайней мере, в базе данных Госдумы нет документов, в которых бы шла речь об этой проблеме. Не обсуждался этот вопрос и на пленарных заседаниях.

Обсуждение в профильном комитете Госдумы прошло вскоре после обращения председателя Союза кинематографистов, а также главы Российского фонда культуры Никиты Михалкова к премьер-министру Михаилу Мишустину. В этом письме правительство просили дать отсрочку от частичной мобилизации специалистам киноотрасли — правда, временную и только тем, кто «занят в производстве общественно значимых проектов».

Обращение Михалкова было не первым посланием киноотрасли к правительству. Ранее Ассоциация продюсеров кино и телевидения обратилась к Мишустину с просьбой вообще не привлекать к мобилизации сотрудников, производящих аудиовизуальный контент, вне зависимости от заказчика этого контента — будь то независимая кинокомпания или государственная. Под защиту предлагалось взять не только штатных сотрудников, но и тех, кто выполняет работы по гражданско-правовым договорам. Регистрирующим и регулирующим органом в этом процессе предлагалось сделать Минкультуры, куда кинематографисты могли бы подавать «паспорта» кинопроектов и списки задействованных в них работников. RTVI обращался в ведомство за комментариями по данному вопросу, однако на момент публикации он не был предоставлен.