Утром 7 октября боевики ХАМАС напали на участников музыкального фестиваля, проходившего рядом с границей сектора Газа. Они убили больше 260 человек, а часть из тех, кто не успел убежать, взяли в заложники. Среди них оказался и молодой израильтянин Эвиатар Давид. Его брат Элай Давид рассказал RTVI о том, как он и его семья пережили похищение, что известно о его судьбе и как власти помогают семьям заложников.

Эвиатару 22 года, он работает в ресторане, откладывая деньги для поездки со своими друзьями в Азию. Он любит музыку, особенно играть на гитаре и петь со своими друзьями и семьей.

6 октября мы собрались на обед выходного дня: я, мой брат, моя сестра и мои родители. Моей сестре 18 лет, брату 22, мне 26. После обеда брат взял машину моей матери и поехал с друзьями на фестиваль Nova. Мой брат — завсегдатай вечеринок. Мы не думали, что туда опасно ехать. Не знаю, проводились ли ранее фестивали в этом месте. Гражданину Израиля должно быть безопасно посещать любую территорию внутри Израиля. И молодые люди могут устраивать праздники там, где они хотят, если это никому не мешает.

Утром 7 октября, когда начали взрываться бомбы, моя мать тут же написала ему смс: все ли с ним хорошо? Он ответил, что фестиваль закончился. Мать спросила, что это значит. Он ответил, что их обстреляли ракетами, и они бегут к машинам. Связались с ним в 6:30 утра, к 7:45 связь с ним полностью была утрачена. Также прервалась связь с его другом, с которым он поехал.

С этого времени у нас нет никакой информации о моем брате. Моя сестра запостила в инстаграм его фотографию, поспрашивала пользователей, и через пару часов нашлось хамасовское пропагандистское видео, на котором мой брат был среди еще пяти очень испуганных ребят его возраста. С руками за спиной, в темной комнате, Оператор фонарем подсвечивал их лица. Еще один парень с этого видео — лучший друг моего брата.

Через пару часов нашлось еще одно видео террористов, где брата ведут где-то, похоже, что по улице в Газе, с порванной рубашкой. Хорошая новость в том, что он жив, может ходить, и его тело выглядело нормально. Это то, что нас поддерживает в эти дни. Мы не знаем, что с ним сейчас, но он был в порядке хотя бы тогда, когда его схватили.

Кроме этих видео у нас никакой информации нет. Через день-два мы связались с представителями полиции, затем — армии. Информацию нам они не дают: либо у них ее нет, либо они не хотят с нами делиться. От государства нам доступна психологическая поддержка.

Много друзей, родственников навещает нас. Смотрят, чтобы мы были в порядке, не забывали есть. Очень много объятий помогают нам держаться. У нас уничтожена машина, и мы сейчас можем для своих надобностей заказывать машину бесплатно — появилась гражданская инициатива, которая предоставляет такую услуг.

Главное требование семей заложников — чтобы их освобождение было первым приоритетом войны, для этого должны быть приложены все усилия. Мы не знаем, что делается конкретно, мы можем только надеяться.

Представители родственников похищенных встречались с Нетаньяху и другими официальными лицами, и те выглядят заинтересованными нашими проблемами. Помимо возвращения заложников, там обсуждалось получение их семьями медицинской помощи: многие семьи в ней действительно нуждаются.

Потенциально, в зданиях, которые бомбят в Газе, могут находиться и заложники. Но я верю, что Армия обороны Израиля делает все возможное, чтобы избежать жертв среди заложников и снизить ущерб для гражданского населения [Газы]. Это только надежда и вера.

То, что вообще эта атака произошла — очень страшно. Я не могу сказать, что теперь чувствую себя в безопасности в Израиле, даже находясь далеко от Газы. Я не политик и не военный, я просто человек, который ждет брата — все это очень сложно.

Лучший вариант, конечно, если и ХАМАС будет уничтожен, и все заложники будут освобождены. Возможно, не все они выживут, и это реальность. ХАМАС и ИГИЛ* — самые страшные организации, которые существуют сейчас. И когда все наши любимые вернуться домой, надо закончить с уничтожением ХАМАС. И это будет очень сложно, и будет много жертв. Обычных жителей Газы, которые не связаны с ХАМАС, можно только пожалеть. Они заперты в Газе, и ничего не могут сделать с террористами.

Мне кажется все близкие похищенных имеют одну цель: не дать миру пренебречь нашими любимыми, которые ждут возвращения домой. Напомнить правительству, что они являются первым приоритетом, и вернуть их домой как можно быстрее.

Виновные в случившимся — ХАМАС. Это террористическая организация, которая похитила Эвиатара, мирного гражданского человека, который приехал на фестиваль музыки, которую он любит, и удерживает его в Газе.

Я счастлив за освобожденных и их семьи, но это не дает мне надежду. Даже немного раздражает. Не случайно у обоих американское гражданство. (Беседа проходила, когда были освобождены две первых заложницы, имеющие американское гражданство — RTVI)

Кажется, ХАМАС понял, что выглядит очень плохо с точки зрения западных стандартов, и теперь пытается такими освобождениями обелить свою репутацию. Это повредит Израилю в плане международной поддержки. Давайте не забывать о еще примерно двух сотнях остающихся в заложниках.

Беседовал Александр Литой

* организация признана террористической и запрещена в России