1 июля Израиль должен был начать аннексию Иудеи, Самарии и Иорданской долины — премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху долгое время лоббировал этот план. Но 30 июня, за день до начала операции, неожиданно для многих Палестина согласились начать переговоры. Теперь «сделка века», в которую многие не верили, может стать реальным проектом мира на Ближнем Востоке. О том, что говорили о возможной аннексии по обе стороны конфликта до и после 1 июля, — в материале корреспондента RTVI в Израиле Бориса Штерна.

Вероника родилась в Аргентине, жила во Франции. В Израиле она живет уже 12 лет. 29 июля мы приехали к ней в поселение Офра в Самарии поговорить о суверенитете. До назначенного старта проекта оставалось чуть меньше двух суток.

Вероника Гарелик, жительница поселка Офра: «Вот, ровно там, дальше, армия по решению суда снесла девять домов, которые принадлежали евреям».

Офра — одно из самых больших поселений Иудеи и Самарии. Оно появилось на картах в 1975 году, сейчас здесь живет 800 семей. Что будет дальше с этим поселком, похоже, не знает никто. Но на картах плана Трампа и Нетаньяху оно тоже присутствует. Пока новая граница — это дорога, которой могут пользоваться и евреи, и палестинцы. Что будет 1 июля, не знает никто.

Больше всего евреи опасаются терактов. Если Офра останется за пределами территории Израиля, дорога в Иерусалим вместо обычных 30 минут будет занимать полтора часа — через территории, полностью принадлежащие Палестине. И ситуацию здесь контролирует скорее ХАМАС, чем национальная администрация.

Вероника Гарелик, жительница поселка Офра: «Я надеюсь, что государство и армия понимают опасность, что начнется террор. Что реакция соседей на все крайне непредсказуема. Они считают, что здесь нам нет места. Но еще странно — Нетаньяху не говорит, что будет, как все должно выглядеть, где мы будем на новой карте».

У правых есть вопросы. Левые — просто против. Они уверены, что суверенитет — это путь к официальному апартеиду.

Рона Шрагай, участница демонстрации: «Это неприемлемо. Аннексия — это не решение. Надо идти по пути переговоров. Сядьте со всеми соответствующими людьми за стол, составьте план, выработайте стратегию! Не идите путем односторонней аннексии, не допускайте компромиссов».

изр1

Фотография: Nasser Nasser / AP

30 июня посланники Трампа прилетают в Израиль на переговоры с Нетаньяху. До официального начала ввода суверенитета меньше суток. Волнуются все, кроме Биби.

Авив Бушинский, бывший советник Биньямина Нетаньяху: «Я не думаю, что в мире есть такие политики, которые могут так себя вести».

В этой истории личность израильского премьера выходит на первый план так же, как во всех других историях Биби. Его бывший советник Авив Бушинский уверен, что Нетаньяху способен справиться со всем. Даже с возможным провалом плана или с тем, что Израилю вдруг придется обсуждать создание Палестинского государства.

Авив Бушинский, бывший советник Биньямина Нетаньяху: «Когда Биби согласился на Палестинское государство, он это сделал не потому, что ему этого хотелось. Другому бы на его месте это не простили. Нетаньяху же сумел переубедить всех. Он просто правильно продает свои истории. В 1999 году Биби проиграл выборы, опустился с „Ликудом до 12 мандатов. А сегодня он на вершине. Это просто способность убеждать людей, что именно он — нужный человек, в нужном месте и в нужное время».

Не просто убеждать — переигрывать. 29 июня утром в кулуарах заговорили о том, что разногласия в коалиции могут привести к выборам. 30 июня появились опросы по плану суверенитета, согласно которым Нетаньяху получает большинство без блока министра обороны «Кахоль-Лаван». Но финал оказался еще более неожиданным: палестинцы согласились на переговоры. Рамалла передумала идти на эскалацию. Согласно документу, — отрывки публикует агентство France Press — палестинцы готовы возобновить переговоры с Израилем и даже на «минорный» обмен территориями.

«Ни у кого нет большего желания достичь мира, чем у палестинского народа. Именно палестинцы проигрывают больше всех из-за его отсутствия. Мы готовы на то, что у нас будет государство с ограниченным количеством оружия, но с сильной полицией, которая обеспечит соблюдение закона и порядок».

За день до этого с аналогичной инициативой реанимировать мирные переговоры выступил и Биньямин Нетаньяху. Совпадение?

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Суверенитет продвинет мирный процесс, а не ударит по нему. Я призываю палестинцев не упускать еще один шанс: начать переговоры и принять предложение американского президента».

Весь день 1 июля пресса пыталась понять, кто выиграл: Трамп, который хотя бы формально уговорил палестинцев согласиться на переговоры; Нетаньяху, который теперь, наконец, может дорисовать долгожданные карты и войти в историю как израильский премьер, при котором мирный процесс возобновился, или жители поселка Офра, у которых есть шанс на сохранение привычного уклада жизни. Они верят, что суверенитет не обрушится очередной террористической войной с соседями. В виде реанимированной формулы — два государства для двух народов.

Вероника Гарелик, жительница поселка Офра: «Мы хотим мира. Но сегодня его нет. Кажется, в этих условиях он нереален. Но он очень нам нужен».