Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон и секретарь российского Совбеза Николай Патрушев провели переговоры в Женеве. Встреча продолжалась около пяти часов, но итоговое заявление стороны так и не подписали. О том, что обсуждали высокопоставленные представители Москвы и Вашингтона, — в материале Андрея Ежова.
Встреча на нейтральной территории — в швейцарском диппредставительстве США — стартовала утром 23 августа. Журналистов не пустили даже на привычную протокольную съемку. Николай Патрушев и Джон Болтон общались в закрытом формате, поэтому выводы об успехе или провале встречи наблюдатели могли сделать, основываясь на сказанном уже после переговоров. Советник Трампа по нацбезопасности во время пресс-конференции особо подчеркнул, что несколько раз поднимал вопрос российского вмешательства в выборы президента.
Джон Болтон, советник президента США по национальной безопасности: «Я четко дал понять, что если будет вмешательство со стороны России в наши выборы в Конгресс в конце этого года, мы этого не потерпим и мы предпримем шаги для предотвращения этого. Мы обсуждали обмен в области кибертехнологий между США и Россией, который был остановлен в начале этого года. И я сказал, что пока не вижу возможностей для восстановления этого сотрудничества».
Формулировки Болтона исключительно обтекаемые — чиновник дал понять, что никаких конкретных решений принято не было, хотя тем для российско-американских консультаций было заявлено немало: это и взаимное сокращение вооружений, и обстановка на Ближнем Востоке, и присутствие Ирана в Сирии. Патрушев и Болтон должны были принять совместное заявление по итогам встречи, но этого не сделали.
Секретарь Совбеза России пояснил: американцы хотели, чтобы в документе был пункт все о том же вмешательстве в выборы, но Москва на такой шаг решила не идти.
Впрочем, отсутствие итогового заявления ничего не значит, считает главный научный сотрудник Института Европы РАН Александр Шумилин. «Встреча использовалась исключительно в информационно-пропагандистских целях с тем, чтобы сгладить негативный эффект встречи Путина-Трампа для американской аудитории, для западноевропейской аудитории» — сказал эксперт в эфире RTVI.
Александр Шумилин о встрече Джона Болтона и Николая Патрушева
Наверное именно поэтому в целом стороны выразили удовлетворение переговорами и даже назвали работу «конструктивной». Николай Патрушев и вовсе пригласил Болтона продолжить диалог — уже в России.