Ледовый дворец в Петербурге, где выступал рэпер Баста, оштрафовали на 480 тысяч рублей. Два крупных концерта обсуждали не только городские власти, но и на совещании в правительстве России. Ленинградская область ― один из самых проблемных регионов России по количеству зараженных коронавирусом. На Новый год там закроют все бары, кафе и рестораны. В интернете всю неделю спорили: подобные мероприятия ― это пир во время чумы или возможность получить зарплаты не только звездам, но и простым работникам индустрии развлечений. Подробности ― в материале корреспондента RTVI Арсения Молчанова.

Запись живого концерта Басты в этот раз внимательно изучали петербургские чиновники. Их возмутило, как тысячи фанатов поют хором хит «Сансара», не соблюдая социальной дистанции.

В Петербурге, по словам губернатора Александра Беглова, «напряженная» ситуация с коронавирусом. В городе осталось всего 6% свободных коек. И на этом фоне два массовых концерта 27 и 28 ноября, где собираются вместе по шесть тысяч человек. Но изначально вопросов от Роспотребнадзора, говорит Баста, не возникало.

Василий Вакуленко, музыкант: «Все требования безопасности, перечисленные губернатором, были соблюдены. Все уведомительные разрешения были подписаны в городских структурах. Зал был заполнен на 50%. В сети пишут о 25%, но это правило вступает в силу с 1 декабря».

Вместо танцпартера, продолжает музыкант, установили сиденья, на входе проверяли температуру, маски раздавали бесплатно. Но это не убедило тех, кто оштрафовал Ледовый дворец на 480 тысяч рублей. Концерт рэпера не оставил равнодушным даже премьера.

Михаил Мишустин, премьер России: «Пренебрегать безопасностью наших сограждан ради коммерческой выгоды недопустимо, тем более что есть четко установленные Роспотребнадзором и региональными нормативными документами правила организации подобных мероприятий».

После скандального концерта в перепалку с Бастой в инстаграме вступил Сергей Шнуров. Он обвинил артиста в том, что тот наживается на людях: собирает толпы, когда это противоречит рекомендациям врачей.

Сергей Шнуров, генпродюсер RTVI: «Баста поступил неумно. Дело в том, что не он в конечном итоге виноват, а организаторы. Организаторы концерта должны были по крайней мере подумать о безопасности зрителей. Баста же артист, он мог бы, конечно, сказать: „Я не буду выступать, пока люди не наденут маски“. Ну, это тоже, знаете ли. Я себе примерно представляю ту ажитацию, которая происходит. Концертов давно не было. Ты там оказываешься, и этот коронавирус у тебя на 25-м плане оказывается».

Небольшие концерты сейчас ― единственное подспорье для артистов меньшего калибра. Но даже их мероприятия в клубах вызывают споры. Например, группу «АлоэВера» тоже раскритиковали за выступление во время пандемии.

Вера Мусаелян, солистка группы «АлоэВера»: «Естественно, два с половиной часа очень сложно на концерте сидеть, не двигаться, не вставать. Поэтому люди вставали, люди ходили к бару, люди поднимались и стояли около своих мест. Не было никакой давки, не было обычного концертного безумия и толкотни».

Кризис в оффлайновом шоу-бизнесе затронул не только высокие гонорары звезд. Во всей отрасли трудится 600 тысяч человек: визажисты, операторы, звукорежиссеры, менеджеры, владельцы помещений с долгами по кредитам, наконец, грузчики и монтажеры сцены.

Сергей Шнуров, генпродюсер RTVI: «Они оказались в тех условиях, в которых оказались те же самые официанты. Официанты тоже не шибко сейчас жируют и нехорошо себя чувствуют. Огромные сокращения везде».

За индустрию развлечений активно вступился продюсер Иосиф Пригожин. Звезды эстрады, настаивает он, только заметная часть шоу-бизнеса. И они, в отличие от начинающих певцов, безбедно проживут еще много лет и без корпоративов.

Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер: «Залы собирают только звезды. И если звезда не работает, то сотни или десятки тысяч людей не работают и не зарабатывают деньги. Ежедневно несколько миллионов людей спускается в метро. Общественный транспорт работает, работают предприятия. Так вот индустрия развлечений ― это точно такое же предприятие, на котором трудится огромное количество людей. И у них есть семьи, им нужна помощь. Мы не просим у государства денег. Мы просим государство разрешить хотя бы на 70-80% работать концертным площадкам».

Новые ограничения на посещение мест массового досуга в Москве вступили в силу 13 ноября. Это еще раз ударило по финансам театров и концертных площадок. Продажа билетов в российских театрах с начала пандемии упала в два раза. Например, Большой театр недосчитался больше миллиарда рублей. Сейчас рассадка зрителей должна быть строго в шахматном порядке ― не больше 25% человек в зале. А точкой безубыточности считается, когда зал заполнен на 80%.

Но в отличие от звезд эстрады и музыкантов, кинотеатры и театры все же получают субсидии из госбюджета. Директор «Ленкома» Марк Варшавер объясняет, что даже четверть зала позволяет актеру почувствовать связь со зрителем.

Марк Варшавер, директор театра «Ленком»: «Мы получаем практически полные оклады, которые мы бы получали при том, если бы играли спектакли. 50% нам практически, а каким-то театрам даже больше, у которых меньше мест в зрительном зале, которые не могут себя обеспечивать даже элементарно на оклады. Поэтому департамент добавляет довольно приличную субсидию».

Сергей Шнуров успел завершить концертную деятельность прямо перед пандемией. Небольшой доход у артистов, как он говорит, появляется, если продана хотя бы половина билетов.

Сергей Шнуров, генпродюсер RTVI: «50% отрасль не спасет, но, по крайней мере, даст шанс на какую-то более-менее средненькую жизнь. 50% ― да, было бы совсем неплохо».

Почему именно концерт Басты оказался в центре критики? До него в октябре и ноябре в Петербурге состоялись концерты Валерия Меладзе, Алисы, Би-2. Тысячи зрителей были на матчах футбольного «Зенита» и хоккейного СКА там же, в Ледовом дворце. По мнению рэпера, именно его мероприятие не понравилось конкурентам из других ивент-агентств.

Василий Вакуленко, музыкант: «Наше хорошо организованное мероприятие стало комом в горле у некоторых организаторов, которые не нашли в себе силы и профессионализма подготовиться должным образом в соответствии с новыми правилами. Мы наблюдали, как отдельные организаторы экономили на рекламе своих концертов, что привело к низким продажам билетов, из-за чего мероприятия были отменены». Конечно, чтобы не выглядеть перед артистами некрасиво, организаторы стали ссылаться на вводимые ограничения, перенося концерты».

Ледовый дворец, помимо полумиллионного штрафа, стоит временно закрытым. Рядом ― ободранные афиши выступлений. При этом на сайте хоккейного клуба СКА продаются билеты на домашние игры. 7 декабря матч с рижским «Динамо», 10 декабря ― с екатеринбургским «Автомобилистом». И потом еще две игры до конца года.

В Смольном уже заявили, что ждут всплеска заболеваемости COVID-19 через две недели после концертов. Вице-губернатор Евгений Елин рассказал, что город выучил «уроки Басты» и ужесточает ограничительные меры.