В Бундестаге выслушали объяснения главы ключевой спецслужбы Германии Ханса-Георга Маасена. Руководитель федерального ведомства по защите Конституции дал скандальное интервью, в котором заявил, что в немецком Хемнице, где из-за убийства, совершенного беженцами, полмесяца не стихали антимигрантские протесты, не было никакой травли по отношению к приезжим. За слушаниями наблюдал шеф европейского бюро RTVI Константин Гольденцвайг.

В немецкой казне пятый год профицит, ВВП растет, безработица падает. Приуроченные к принятию бюджета так называемые «генеральные» дебаты, на которых правительство Меркель держит ответ перед парламентариями, в прежние времена прошли бы в границах приличий. Но на сей раз есть два раздражителя. Один — прямо напротив канцлера: это новоселы в Бундестаге, фракция праворадикальной «Альтернативы для Германии». Второй — в двухстах километрах. В Хемнице и Кетене, сразу двух городах на востоке ФРГ, оплоте ультраправых, никак не утихнут страсти по убийствам, совершенных мигрантами с разницей в пару недель.

Алис Вайдель, сопредседатель партии «Альтерантива для Германии»: «Этот Юсуф А., предполагаемый иракец… Ведь впоследствии обнаружилось, что все его документы были подделаны! Я говорю сейчас об этом убийце из Хемница. Так вот, он без разрешения въехал в страну, неоднократно совершал в Германии преступления, а его прошение о предоставлении убежища было отклонено. И подобное у вас является не единичным случаем, а правилом, за которое вы, правительство, должны понести ответственность. Вы, госпожа Меркель, стали источником рисков для безопасности этой страны».

Меркель подчеркивает: ускорить высылку нелегальных мигрантов правительство стремится, но навести порядок в миграции — задача всего Евросоюза, причем еще более сложная, чем спасение самого ЕС. Единого решения по беженцам, признается канцлер, до сих пор нет. Однако, по ее словам, это не причина, чтобы сеять ненависть.

Ангела Меркель, канцлер Германии: «Я могу понять каждого, кого возмущает, что преступники, как выясняется после совершенных ими убийств, уже не раз нарушали закон или подлежали высылке из страны. Это задача, которую нам нужно решать. <…> Но так же, как я разделяю подобное возмущение и непонимание — точно так же я не допущу, чтобы их использовали как оправдание для человеконенавистнических демонстраций. <…> Мы не позволим кому-то исключать из нашего общества целые группы. Иудеи, мусульмане, так же, как христиане и атеисты, являются частью нашей страны, наших школ, партий, нашей общественной жизни».

Для Меркель это необычно страстная речь. Редкий случай: ей аплодируют не только подопечные, христианские демократы, но и все фракции. Кроме «Альтернативы для Германии», не постеснявшейся участвовать в тех самых антимигрантских митингах с открытыми неонацистами. По опросам, волна ненависти к приезжим подняла рейтинг правых популистов на второе место после ХДС. Сбить их с него с пятого ряда вдруг пытается депутат, о котором избиратели почти забыли — экс-кандидат в канцлеры Мартин Шульц.

Мартин Шульц, депутат Бундестага от СДПГ: «Для демократов в этой стране настало время объединиться против эскалации риторики такого рода, снимающей последние барьеры, ведущей к насилию на улице. И ведь ее вы сочетаете с высказываниями, будто третий рейх — это так, мелкий птичий помет в общенемецкой истории. Господин Гауланд, когда птичьего помета накапливается много, получается куча дерьма. Именно на ней ваше место в немецкой истории».

После этого фракция «Альтернативы для Германии» в полном составе покидает зал. В зале шумно и нервно. Меркель делает вид, будто не слышит обращенной к ней критики: проблема не в миграции, подчеркивает лидер свободных демократов Линднер, а в отсутствии государственного контроля за ней. Призывы уйти в отставку звучат в адрес главы контрразведки Маасена, вразрез с фактами усомнившегося самой травле беженцев в Хемнице, и главы МВД Хорста Зеехофера — за ультраправую риторику перед местными выборами в родной для него Баварии. Зеехофер молчит, три часа кряду жует жвачку. Эмоций много, так что о государственном бюджете в итоге говорят лишь вскользь. Как и о важнейшем: мало, кто заметил, но Меркель в этот же день призвала депутатов не отметать сценарий в Сирии, при котором к западной коалиции, если Дамаск вновь пустит в ход химоружие, присоединится Бундесвер.

Ангела Меркель, канцлер Германии: «Утверждать, будто мы вправе просто отвернуться, когда где-то, в нарушение международной конвенции, применяют химоружие — нет, это не может быть нашим ответом. Любые ответы, которые мы даем, должны соответствовать Конституции и нашим парламентским обязательствам. Это ясно. Однако с самого начала говорить «нет», что бы в мире ни происходило, это не может быть нашим подходом».

Канцлер, впрочем, неслучайно и тут вспомнила о парламенте, ведь без его согласия в Германии никакая военная операция невозможна. А в этом едины как левые, так и правые: немецким войскам в Сирии делать нечего.