Министр обороны Израиля Авигдор Либерман объявил об отставке. Вместе с ним правительственную коалицию покинула вся партия «Наш Дом Израиль», из-за чего страна скорее всего начнет готовиться к досрочным выборам. Авигдор Либерман — первый русскоязычный министр обороны в истории Израиля. В его партии состоят по большей части репатрианты из бывшего СССР. О том, почему в cекторе Газа отставку восприняли как победу движения ХАМАС, — в материале шефа ближневосточного бюро RTVI Евгения Совы.

Среда, Иерусалим, час дня по местному времени. В зале парламентской комиссии по регламенту в Кнессете яблоку негде упасть: десятки израильских и международных телеканалов в прямом эфире транслируют экстренное заявление министра обороны Авигдора Либермана.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

По словам Либермана, в последние месяцы его разногласия с премьер-министром Биньямином Нетаньяху достигли пика. Министр обороны предлагал жестко отвечать на каждую провокацию боевиков ХАМАС, в то время как Нетаньяху раз за разом полагался на дипломатию.

В минувшее воскресенье группа израильских спецназовцев, замаскированных под палестинцев, провела спецоперацию в городе Хан-Юнес в секторе Газа. Ее цели и задачи армейская цензура держит в секрете. Машина с военными была обнаружена боевиками ХАМАС, а дальше все, как в кино: погоня, перестрелка, отход к своим, потери с обеих сторон. У палестинцев семеро убитых, среди которых видный полевой командир, с другой стороны погиб заместитель командира спецназа подполковник «М». В Газе тут же во всем обвинили Израиль.

Фаузи Бархум, пресс-секретарь ХАМАС: «Израильский враг нанес мощный удар по всем региональным и международным участникам переговоров, которые стремились добиться соглашения о прекращении огня и преодолении гуманитарного кризиса в Газе. Израильский враг не заинтересован в затишье и прекращении блокады Газы. Только израильская оккупация несет ответственность за ужасные преступления. Палестинское сопротивление заставит оккупацию заплатить за все преступления и глупые поступки».

Ответ палестинцев последовал на следующий день: боевики подбили противотанковой ракетой «Корнет» автобус, который за минуту до удара был наполнен израильскими военными. Видео инцидента тут же выложили в сеть как своего рода метод устрашения, дабы показать возможности ХАМАС. Параллельно на израильские города и поселки вокруг Сектора Газа обрушился град ракет и минометных снарядов.

За сутки эскалации палестинцы выпустили по Израилю свыше 460 ракет и снарядов. Более сотни из них успешно перехватили с помощью системы ПРО «Железный купол», но были и прямые попадания.

Впервые с момента завершения операции «Несокрушимая скала» летом 2014 года жители юга провели целые сутки в бомбоубежищах. И хотя армия нанесла удар по 160 целям в секторе, многие израильтяне требовали кардинальных мер. Во вторник узкий кабинет по вопросам безопасности и внешней политики собрался на экстренное заседание: более шести часов министры решали, что делать с Газой. Либерман вместе с министрами Шакед, Беннетом и Элькиным требовали мощного удара, но Нетаньяху в итоге решил дать египетским посредникам возможность добиться прекращения огня. Терпению Либермана пришел конец.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Депутат Кнессета от правящей партии «Ликуд» Амир Охана, в прошлом — кадровый офицер Службы общей безопасности ШАБАК, был одним из первых, кто прокомментировал поступок Либермана.

Амир Охана, депутат от «Ликуда»: «Мы потеряли офицера, у нас проблемы на наших границах, прошло всего 24 часа после ракетных обстрелов. Либерман мог бы подождать неделю. А что получилось в итоге? Он сделал ХАМАС огромный подарок в виде своего ухода, и это просто безответственно».

В Газе по случаю «такого праздника» после ухода Либермана раздавали конфеты. В это же время израильские журналисты вспоминали день, когда он вступил в должность министра обороны: 1 июня 2016 года, пройдя под звуки армейского марша по красной дорожке с почетным караулом, впервые русскоязычный репатриант оказался в кресле министра обороны.

Тогда к назначению Либермана отнеслись неоднозначно. Противники утверждали, что Либерман не обладал необходимым военным опытом, так как в армии он служил на складе и дошел лишь до звания сержанта. Сторонники назначения указывали на его богатый опыт принятия политических решений, а отсутствие офицерского прошлого, по их словам, должно было стать преимуществом, ведь армия — это лишь инструмент в руках политиков, и во многих развитых странах должность главы оборонного ведомства занимают исключительно гражданские лица.

Два года назад одним из авторов идеи расширить и упрочить правящую коалицию путем включения в нее партии «Наш Дом Израиль» был министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин.

Зеэв Элькин: «Сообщить о своей отставке через пресс-конференцию, не обсудив это с премьер-министром с глазу на глаз те разногласия, которые есть, не предупредив его об этом — мне кажется, что это неправильно. У нас нет времени и возможности ругаться друг с другом и заниматься политикой: слишком серьезные задачи стоят перед страной».

В самой партии «Наш Дом Израиль», создателем и лидером которой вот уже двадцать лет является Либерман, говорят, что решение было коллективным.

Юлия Малиновская, депутат от НДИ: «Все, терпение лопнуло, больше не можем с этим мириться, это противоречит всем принципам партии „Наш Дом Израиль“. Это решение правильное, оно вовремя, это должно было случиться, и хорошо, что случилось сейчас».

Что удалось сделать Либерману за минувшие два с половиной года, и сумел ли репатриант из Кишинева оставить свой след в истории Израиля в должности министра обороны? Полный ответ на этот вопрос даст лишь время. Не все то, что происходит на 14 этаже этого здания в Тель-Авиве, сразу доступно широкой публике. Гриф «совершенно секретно» на многих событиях в оборонной сфере может оставаться десятки лет. Зато секретом не является политическая борьба за право оказаться в этом заветном кресле. О своем желании заполучить руководство оборонным ведомством заявил министр просвещения Нафтали Беннет, который даже выдвинул ультиматум премьер-министру: в противном случае его партия «Еврейский Дом» покинет правительство, и страна пойдет на досрочные выборы.