Предвыборная гонка в США выходит на финишную прямую. На этой неделе Twitter и Facebook заявили о блокировке сети аккаунтов, связанных с «фабрикой троллей». 13 пользователей публиковали критику кандидата в президенты Джо Байдена. Компании заявляют, что все записи были клеветой. Сенат США уже потребовал новых санкций против России — якобы Кремль опять пытается «очернить» образ кандидата от демократов, как и в 2016 году. Тем временем рейтинг Байдена растет, и многие уже уверены в его победе на выборах. Что предлагает избирателям бывший вице-президент США, разбирался Денис Малинин.

Чтобы достойно противостоять правому популисту Дональду Трампу на этих выборах, демократам нужно было предложить Америке точно рассчитанную альтернативу. Джо Байден — центрист. Он призван стать одновременно и народным кандидатом, и лидером просвещенной либеральной общественности — президентом, который, наконец, объединит нацию.

Что предлагает Байден? Создать миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест, продлить выплату пособий по безработице, стимулировать возвращение в строй предприятий, которым пришлось закрыться. Лозунги прекрасные, но как именно всего этого достичь?

У бизнеса сейчас нет денег на большие зарплаты. В то же время довольно высокие пособия по безработице отбивают у многих желание искать работу. То есть понадобятся вливания в бизнес из бюджета, а значит вырастут налоги. Байден этого и не скрывает. Высокие налоги для среднего класса и широкий набор социальной поддержки для малообеспеченных — традиционный набор демократов.

Генри Шинкопф, политтехнолог: «Те волнения, которые сейчас происходят в американских городах, не помогают Джо Байдену. Они помогают Трампу. Поэтому, если волнения продолжатся, ставка будет на Трампа».

Если Байден в январе 2021 года станет президентом, ему придется принять еще один сложнейший вызов для сегодняшних США — гражданское противостояние на почве расизма. Изжить расизм в обществе ни за четыре, ни за восемь лет у Байдена вряд ли получится. Это большой клубок проблем, претензий и противоречий — быстро его не распутать. Можно только попытаться залечить отдельные болячки.

Одна из «пульсирующих ран» — отношения темнокожих и полиции. Байден предлагает уголовную реформу: смягчить наказания за часть преступлений, вместо срока наказывать штрафом. А, например, употребление марихуаны вообще декриминализовать на федеральном уровне. То есть попытаться до последнего сохранить оступившегося человека в обществе, не ломать ему судьбу в тюрьме. Отдельный пункт программы Байдена — экономическая поддержка темнокожих, сокращение разрыва в доходах. Еще Байден обещает сделать то, что и до него обещали все кандидаты в президенты: и демократы, и республиканцы — обеспечить доступ темнокожих к качественному высшему образованию.

Black Biden

Фотография: Morry Gash / AP

Вообще, если послушать и почитать Байдена, получается: если ты темнокожий, то просто обязан поддержать кандидата от демократов. Тезис спорный, учитывая, что по статистике именно в традиционно демократических штатах уровень жизни афроамериканцев ниже, чем в традиционно республиканских.

Плюс, в последние месяцы в информационном пространстве Америки снова популярен аргумент: сейчас 77-летний Джо Байден замаливает грехи молодости. В 70-е он поддерживал закон о сегрегации в автобусах. В 90-е был сторонником жесткой уголовной реформы, которая ударила прежде всего по темнокожим. Кстати, что бы там ни говорили либеральные мэры, Байден пообещал, что никакого сокращения финансирования полиции не будет.

Юрий Рашкин, депутат законодательного собрания штат Висконсин, демократ: «Байдену нужно говорить, что он всегда поддерживал полицию, чтобы его никто никогда не называл мягким социалистом. Джо Байден — центрист. Джо Байден говорит, что людей, которые бунтуют, нужно призывать к судебной ответственности. Он в этом вопросе еще более жесткий, чем Трамп».

В предвыборной программе Байдена есть много общего с Трампом. Например, он обещает расширить производство в США, чтобы американцы чаще покупали американское. Америка — прежде всего. Где-то мы это уже слышали.

Biden 04.09

Фотография: Carolyn Kaster / AP

Леон Вайнстайн, публицист: «Байден находится не совсем в том состоянии, чтобы быстро что-то вспоминать, рассказывать. Он очень часто путается. Я не врач, но условная деменция приходит сразу же в голову. Это просто старческое. Хотя он не такой уж и старый».

А еще Байден пообещал сконцентрироваться на внутренних проблемах, вместо глобальных. Трамп четыре года назад обещал то же самое. А затем перессорился со всем миром. Кажется, у нынешнего президента хорошие отношения только с Владимиром Путиным, Биньямином Нетаньяху и немного с Ким Чен Ыном.

Байден в этом смысле кажется более опытным. Он все-таки восемь лет был вице-президентом, курировал многие внешнеполитические вопросы, а до этого был председателем Комитета по международным делам в Сенате.

Его первые решения на посту президента: вновь присоединиться к Парижскому соглашению по климату, вновь начать сотрудничать со Всемирной организацией здравоохранения — прежде всего для совместных работ над вакциной от коронавируса. Точнее, США должны возглавить эту работу. Вообще Байден хочет вернуть то, что упустил Дональд Трамп, — лидерство на мировой арене. Чтобы и в Европе, и в Азии понимали: лидер свободного мира сидит в Вашингтоне.

При этом Байден может пересмотреть список друзей США. Например, известно, что у бывшего вице-президента сложные отношения с Биньямином Нетаньяху. А еще либеральную общественность возмущают дружеские отношения Трампа и наследного принца Саудовской Аравии. При Байдене такого точно не будет: лидер свободного мира не может дружить с главой государства, в котором нарушаются права человека.

А еще Байдену придется выстраивать отношения с Россией. С одной стороны, однопартийцы будут требовать реванша за проигрыш Клинтон в 2016 году — ввести санкции против Москвы. С другой стороны, в феврале истекает договор СНВ-3, и Вашингтону с Москвой нужно будет договориться о новом соглашении.

Эта работа, скорее всего, ляжет на Сьюзан Райс — однофамилицу легендарного госсекретаря США Кондолизы Райс. Она была советником по нацбезопасности при Обаме, а теперь ее называют вероятным кандидатом в госсекретари. Элизабет Уоррен может стать министром финансов, а еще один бывший оппонент Байдена на демократических праймериз Пит Буттиджич может стать послом США в ООН. Эти утечки в либеральные СМИ попадают не просто так. Команде Байдена важно показать, что он единый кандидат от всей демократической общественности. И тех, кто совсем слева, и тех, кто ближе к центру, и даже чуть-чуть правее. Уже и часть республиканцев заявила о симпатиях бывшему вице-президенту. Это, впрочем, лишь начало финишной прямой. За два месяца еще многое может измениться.