Осенняя избирательная кампания в России обернулась сюрпризом для Кремля и триумфом «кандидатов-спойлеров». Во Владимирской области во втором туре победил Владимир Сипягин из ЛДПР. Судя по реакции политика, победа стала для него неожиданностью, для действующей власти — тоже. Корреспондент RTVI Андрей Ежов отправился во Владимирскую область, чтобы узнать у жителей, что разбудило в них оппозиционные настроения.

Свою маму маленький Ростислав видит только на фотографиях: вскоре после родов 32-летняя Анна Бобрикова впала в кому и в сознание больше не приходила. Виновными в трагедии муж Сергей считает неквалифицированных медиков, которые оставили жену буквально истекать кровью. Рожала Анна во Владимирском перинатальном центре, который, как впоследствии выяснилось, нормам не соответствует почти полностью. Расследование громкой истории стала курировать лично губернатор области Светлана Орлова. Но до наказания врачей дело так и не дошло.

Сергей Плаксин, житель Владимира: «Что-то сказать надо было — и она в своих публичных выступлениях раз за разом начала говорить, что случившееся с моей женой — результат генетических заболеваний. Когда губернатор такие вещи публично говорит — это же люди все слышат. В ЖЭК приходишь, еще куда-то идешь, все время слышишь: Твоя жена генетически больная. Откуда вы это взяли? „Губернатор сказала, она же не может врать, губернатор!»

Сказанное Светланой Орловой стало основанием для уголовного дела. Сергей написал заявление в Следственный комитет по статьям о клевете и нарушении неприкосновенности частной жизни. Но привлечь губернатора к ответственности в этом случае оказалось невыполнимой задачей.

Сергей Плаксин, житель Владимира: «Опросить Орлову и задать эти вопросы они не смогли. Я не знаю, почему. Им было проще мне, простому смертному, отказать, чем ее вызвать на вопрос или самим съездить к ней, допросить, получить какие-то объяснения».

Заключения медицинских экспертиз, материалы следствия, фрагменты уголовного дела — лишь часть огромной кипы документов, которая накопилась за годы, что Сергей добивается справедливости. Он рассчитывает, что теперь, после ухода губернатора Орловой, разбирательству будет дан новый ход.

KMO_167410_00312_1.jpg

Светлана Орлова, экс-губернатор Владимирской области Фотография:
Петр Кассин / Коммерсантъ

О том, что уже бывший руководитель региона зачастую сначала говорила, а уже потом думала, во Владимире, рассказывают многие. В сети легко можно найти подборки довольно странных высказываний Светланы Орловой. Одно из самых ярких заявлений — об американцах, с которых «неплохо было бы спросить за ленд-лиз».

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Кроме откровенных глупостей, после назначения в регион Светлана Орлова демонстрировала и непростой характер. Председатель Владимирского отделения организации «ЖКХ-контроль», член Общественной палаты Владимирской областиАльберт Русанен вспоминает: районных глав новый губернатор увольняла «пачками», а на совещаниях не стеснялась крепких выражений. Бескомпромиссная и полная решимости: «железная леди» владимирского разлива.

Альберт Русанен, член Общественной палаты Владимирской области: «Стиль был достаточно жесткий, и, на мой взгляд, в самом начале это требовалось. Просто это не может продолжаться постоянно. От каких-то жестких мер нужно было переходить к планомерной работе, в том числе с населением. Наверное, все-таки открытость губернатора, взаимодействие тесное с гражданским обществом – оно должно быть в постоянном режиме — это ежемесячные пресс-конференции, это постоянные выезды и общение напрямую с жителями. Потому что только жители могут сказать, как на самом деле и что происходит в регионе».

Впечатления жителей о происходящем отразились в результатах осенних губернаторских выборов. В первом туре единоросс Светлана Орлова обошла своего основного соперника из ЛДПР всего чуть больше, чем на 5% голосов. Во втором туре Владимир Сипягин вырвал победу: разрыв составил почти 20%. Не помогло даже покаянное обращение к жителям области.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

«Приморский сценарий» — с тотальной отменой итогов выборов — здесь так и не был реализован. Впервые в новейшей истории России имя нового губернатора Владимирской области, который вскоре займет кабинет на шестом этаже местного «Белого дома», определилось по итогам второго тура голосования.

Хотя попытки «исправить» результаты выборов все же были, — говорит юрист местного штаба Алексея Навального Кирилл Николенко. На избирательных участках в день второго тура голосования Николенко работал как аккредитованный журналист. Сотрудники этого районного избиркома уже в время подсчета голосов попытались забаррикадироваться в здании и не пускать наблюдателей. Лишь после того, как сюда приехал член Центральной избирательной комиссии из Москвы, «операция» провалилась.

Кирилл Николенко, юрист штаба Алексея Навального во Владимире: «Я думаю, что в конечном итоге сорвалось, потому что не захотели скандала. Перевес был настолько существенный, причем, если во Владимире удалось бюджетников заставить голосовать как надо (Орлова получила больше голосов, чем в первом туре), то как раз по области — это нигде не увенчалось успехом. Владимирцев можно в любом случае поздравить с тем, что удалось не допустить массового переписывания протоколов. И те данные, которые сейчас введены, они более или менее соответствуют действительности, более или менее объективны».

Закономерным провал Орловой на выборах называет и Марина Морозова — у нее с губернатором-единороссом тяжба длилась не один год. Началось все, когда Марина обнаружила, что фактически живет на стройплощадке. В зону возведения многоэтажной высотки попало крыльцо ее частного дома — якобы согласно кадастровому плану. Об огороде во дворе пришлось забыть, а припаркованную машину не раз засыпало строительным мусором. Вдобавок жильцов барака не торопились расселять, хотя застройщик обещал новые квартиры.

В разгар конфликта Марина тяжело заболела, а ее муж скоропостижно умер. Отчаявшись, жительница проблемного дома вышла пикетировать областную администрацию — добиваться встречи с губернатором Орловой, раз чиновники рангом ниже о проблемах слышать не хотят. Но общаться с Мариной Морозова не захотела и губернатор.

Марина Морозова, жительница Владимира: «Уж когда сидит у тебя на ступеньке инвалид второй группы с третьей стадией рака, можно все-таки найти время, чтобы пригласить — пусть не сегодня, завтра. Но с того года, с июля у нее так и нашлось времени встретиться и узнать. В результате — все-таки я добилась сейчас того, что мне дали двухкомнатную квартиру 43 квадратных метра мне и моим взрослым сыновьям. Мне задали вопрос: Марина Алексеевна, вы рады? Но, честно сказать, — не принесла радости эта квартира. Если бы я получила ее чуть пораньше…»

Марина замечает, что на выборы губернатора в этот раз пошли даже те, кто не ходил голосовать раньше. Явка во втором туре составила почти 40%. Для региональных выборов в современной России показатель весьма существенный.

Марина Морозова, жительница Владимира: «Видимо, люди действительно ожидали чего-то другого. Тем более, была она ставленником нашего Путина сюда, и думали, что, видимо, будет что-то иначе. А иначе ничего не получилось. Поэтому было разочарование у народа, и они показали свое недовольство. Я вот этому очень рада. Хотя бы народ поверил, что мы можем что-то, что наш голос что-то значит».

Особые чувства теперь уже бывший губернатор испытывала к владимирским журналистам: на критику обижалась, независимые издания называла «бандеровскими прихвостнями». Те в ответ составили список из 1300 невыполненных обещаний Светланы Орловой, среди которых, например, «ничего не обещать» и «решить все проблемы». Давала губернатор и довольно необычные обязательства: поставить половину администрации на коньки, а также «выпить пивка на Первомай и шкалик на День Победы». Выполнила ли Орлова последний пункт — доподлинно не известно. Владимирский политтехнолог Игорь Петров рассказывает, что о якобы немыслимых успехах области губернатор часто рапортовала в Кремль, хотя жители региона особых заслуг так и не признали.

Игорь Петров, политтехнолог: «Сколько мне довелось поездить по Владимирской области, сколько этих избирательных кампаний прошло — в основном, люди живут за счет Москвы Выручает близость Москвы, люди выезжают на вахту, где-то две недели сторожат, чем-то там занимаются и возвращаются на родину — это и позволяет поддерживать их семьи в более или менее нормальном режиме. У нас хорошей зарплатой принято считать 20-25 тысяч. Поэтому сказать, что такое средняя зарплата — если брать зарплату Светланы Юрьевны и поделить ее с зарплатой дворника — то, в среднем, они получают больше 100 тысяч, уверяю вас, тысяч 150 в месяц».

Местные оппозиционеры — из штаба Навального, регионального «Яблока» и «Открытой России» — провозгласили минувшее воскресенье «Днем освобождения Владимирской области от Светланы Орловой». Пять лет ее правления здесь называют «оккупационным режимом». Говорят, что после поражения на выборах многие приближенные Орловой попросту от нее отвернулись.

Илья Косыгин, член владимирского «Яблока»: «Вот недавно мне один очень крупный промышленник наш владимирский рассказывал: он хоть и дал денег на кампанию, но так обрадовался, что она проиграла. То есть ее поражения хотели все: местные элиты, простой народ, и даже в Кремле — есть у нас такая информация, — что и в администрации ее не очень-то любили».

Не спасли положение и масштабные пиар-проекты губернатора. Владимирская область за последние годы десятки раз становилась площадкой самых разных фестивалей, молодежных форумов и даже «праздников вишни». Главным героем таких событий нередко становилась сама Орлова — политик не упускала возможности выйти на сцену.

Кирилл Николенко, юрист штаба Алексея Навального во Владимире: «Людей достало, это называется так. И первый, и второй туры голосования, по сути, были референдумом о доверии Орловой, который она провалила. Другие кандидаты избирателей практически не интересовали. Того человека, кто мог выиграть выборы у Орловой, сняли, не допустили — я имею в виду Максима Шевченко. Поэтому у людей оставалось выбрать протестный вариант голосования за одного из оставшихся условно оппозиционных кандидатов, либо портить бюллетени. В итоге все сошлись в голосовании за вот эту вот системную оппозицию, в основном за ЛДПР, потому что это был наиболее яркий кандидат из тех, что был».

Алексей, координатор владимирского штаба Алексея Навального: «Сипягин — это та же Орлова, только не Орлова. То есть это представитель ЛДПР, а это — власть и не независимая партия».

Губернатору Владимиру Сипягину еще предстоит официально вступить в должность. Будущий глава региона уже поучаствовал в первом заседании областного парламента нового созыва. Лояльный Светлане Орловой вплоть до второго тура Сипягин, которого многие во Владимире называли «договорным» кандидатом, ожидаемо предложил выбрать спикером заксобрания единоросса Владимира Киселева —именно он возглавлял областную Думу при губернаторе Орловой.

Владимир Сипягин, избранный губернатор Владимирской области: «Давайте скажем друг другу честно: фракция Единая Россия, партия власти — 23 депутата. И, наверное, логично, с моей точки зрения, я озвучу свой голос, кого я поддерживаю — это Владимир Киселев, потому что А: хороший менеджер, который четко организует работу заксобрания, и Б: это представитель партии власти, которая здесь представлена большинством. Большинством жителей Владимирской области».

От коммунистов в местный парламент избрали журналиста Максима Шевченко — так и не зарегистрированного оппонента Светланы Орловой на выборах. Депутат предложил на место спикера заксобрания члена КПРФ. По мнению Шевченко, единороссы во Владимирской области за последние пять лет себя попросту дискредитировали.

Максим Шевченко, журналист, член заксобрания Владимирской области (КПРФ): «Позиция о том, что здесь нет никакой оппозиции, мне кажется абсолютно неприемлемой. Она просто дискредитирует выбор избирателей, которые выразили в лице губернатора, бывшей лидером списка Единой России, вотум недоверия всей политике, которую Единая Россия и губернатор от Единой России проводили в области».

Но революционных решений депутаты нового созыва Владимирского заксобрания сегодня так и не приняли: спикером региональной Думы избрали единоросса Киселева: 27 голосов «за», 8 —«против». «Значит, договорились», — обрывки фраз уже после голосования были слышны в коридорах владимирского «Белого дома».