Прошедшая неделя запомнилась Израилю новой военной операцией по уничтожению подземных тоннелей на границе с Ливаном. Оказалось, что такие сооружения строят боевики шиитской группировки «Хезболла»: они готовятся к новой войне с еврейским государством. История не нова: в 2014 году Израиль уже воевал в секторе Газа из-за подземных тоннелей ХАМАС. Сегодня операция «Северный щит» проходит на израильской территории, но в Иерусалиме дали четко понять, что если потребуется, то армия может и перейти границу. В истории «подземного» конфликта разбирался Евгений Сова.

На границе с Ливаном тяжелая техника и много военных. Вторую неделю Армия обороны Израиля проводит операцию под кодовым названием «Северный щит». Цель — найти и обезвредить подземные тоннели «Хезболлы», ведущие на территорию еврейского государства.

Сообщение о начале бурильных работ для израильтян стало большим сюрпризом. Сначала сводки армейской пресс-службы, затем драматическая пресс-конференция премьера-министра Биньямина Нетаньяху, он же с недавних пор и министр обороны. А после — многочисленные публикации страшного сценария: что же могло произойти, если бы армия вовремя не обнаружила эти сооружения.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Словосочетание «подземный тоннель» у большинства израильтян вызывает негативные эмоции. Масштабная военная операция в секторе Газа летом 2014 года началась с ликвидации как раз такого «стратегического оружия» боевиков ХАМАС. Тоннелей оказалось больше, чем предполагали, а исходившую от них угрозу попросту недооценили. Результат — неприятные сюрпризы в ходе боевых действий, человеческие потери и даже моральная победа палестинских боевиков, ведь они дали бой «режиму сионистов».

Предположения о том, что «Хезболла» может строить нечто подобное, появились в Израиле еще в 2006 году, сразу после окончания Второй ливанской войны. Подозрения окрепли как раз в 2014, когда решалась проблема Газы. Но тогда военные утверждали, что ничего подобного на границе с Ливаном быть не может: там и порода тверже, и «Хезболле» это незачем. У нее ведь и так десятки тысяч ракет, нацеленных на израильские города.

Иного мнения придерживается Амир Перец, в 2006 году как раз он был министром обороны Израиля. Создание противоракетной системы «Железный купол» — это его идея. У Переца тоже было немало споров с военными. Тогда немногие из них верили в то, что ливанские «катюши» или «грады» можно будет эффективно сбивать своими ракетами еще в воздухе. Спустя 12 лет даже самые заядлые скептики признают, что были неправы.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Война между Израилем и «Хезболлой» завершилась в августе 2006 года принятием резолюции Совбеза ООН 1701. Документ предполагал полный выход «Хезболлы» из Южного Ливана, чего на самом деле не произошло. Желтые флаги шиитской группировки можно и сегодня увидеть в непосредственной близости от израильской границы.

В 2006 году, вспоминает Перец, армия задержалась в Ливане еще на 10 дней — взрывали подземные коммуникации боевиков «Хезболлы». Хотя это были внутренние тоннели, не переходившие на израильскую территорию, уже тогда стало ясно, что их восстановление и переформатирование в оружие против Израиля — лишь вопрос времени, желания и финансовых возможностей.

Между тем, обнаруженные тоннели по своим характеристикам выглядят достаточно угрожающе. Длина от 400 до тысячи метров, высота два метра, что позволяет передвигаться в полный рост, ко всему этому — электричество и средства связи.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Знал об этой проблеме еще один, теперь уже бывший министр обороны Авигдор Либерман. В интервью RTVI он рассказал, как, будучи в 2013 году главой комиссии по иностранным делам и обороне, он сообщил военным о жалобах местного населения на странные звуки под землей. Тогда проверка ничего не выявила. Ждать пришлось целых пять лет, пока не обнаружили уже готовую подземную инфраструктуру.

Сегодня, говорит Либерман, Израиль ведет себя более чем осторожно. Операция проходит на израильской территории, суверенитет Ливана никоим образом не нарушается. В подготовке операции и ее утверждении Либерман успел принять участие, а затем вышел из правящей коалиции. Впрочем, есть у бывшего министра и критические замечания.

Авигдор Либерман, бывший министр обороны Израиля (2016-2018 годы): «Я не понимаю этот избыток пиара вокруг всего, что происходит на севере. Нужно делать свою работу и не устраивать шумиху. Она только играет на руку «Хезболле». Если вы обратили внимание, «Хезболла» хранит гробовое молчание, и как правило, у кого нервы сильнее и кто молчит, тот выигрывает в таких ситуациях».

ed67d697ad18d5188d4e38820408c4a2.jpg

Фотография:

Israel Defense Forces / Flickr

Приведет ли операция «Северный щит» к полномасштабным столкновениям с «Хезболлой»? Этим вопросом задаются по обе стороны границы: как в семье Аль-Хади в дереве Кфар-Кила, откуда начинался тоннель, так и в израильском городе Метула, который расположен прямо на границе. В начале недели Нетаньяху встретился с главами местных советов на севере Израиля. Сложно сказать, сумел ли он их успокоить. История предыдущих войн на Ближнем Востоке не раз доказывала отсутствие всякой логики. Конфликт может начаться здесь в любую минуту.

Подполковник запаса военной разведки, в прошлом посол Израиля в России, Цви Маген считает, что нынешняя операция Израиля на границе с Ливаном не приведет к ответным действиям «Хезболлы».

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

О роли Ирана в усилении «Хезболлы» Нетаньяху говорил на специальном брифинге для иностранных дипломатов, аккредитованных в еврейском государстве. 15 послов приняли личное приглашение премьера и направились на ливано-израильскую границу. Среди гостей был и посол России Анатолий Викторов. В эксклюзивном интервью RTVI российский дипломат рассказал подробности.

Анатолий Викторов, посол России в Израиле: «Я был в компании 15 послов. До этого за два дня я был приглашен в МИД, где меня отдельно „пробрифинговали‟, как мы говорим. Это были объяснения, чем вызвана озабоченность Израиля, какие сведения были добыты военными и какие меры будут приняты для обеспечения безопасности северных границ Израиля. По-моему, израильские военные некоторое время назад не знали об этом. И такое оперативное информирование представителя России о целях и планах израильских военных особенно ценно. После этого последовало приглашение посетить место событий, затем был телефонный разговор двух лидеров, где премьер-министр изложил президенту России свою оценку ситуации на границе».

Сколько именно продлится операция «Северный щит», пока не ясно. Источники в Иерусалиме говорят о нескольких неделях, возможно месяцах. Все зависит от количества тоннелей, как обнаруженных, так и тех, которые хорошо скрыты от израильской разведки и ждут своего часа.