Верховная Рада 19 июня приняла закон о «белом списке» российских музыкантов, которым разрешат гастроли на Украине и присутствие в радио- и телеэфире. Под запрет попали и книги российских авторов. RTVI разбирался, как украинские законодатели будут отделять агнцев от козлищ и вспоминал историю «черных списков» артистов в России и на Украине.
Кого предлагают включить в украинский «белый список» артистов
Верховная рада Украины приняла закон, по которому в стране запрещается публичное исполнение российской музыки. Теперь записи российских музыкантов нельзя будет проигрывать на ТВ и радио, а также в клубах и на дискотеках, в школах, в общественном транспорте, в гостиницах и ресторанах. Запрет на использование российской музыки коснется и новых украинских фильмов.
Законопроект был выдвинут фракциями «Европейская солидарность» и «Слуга народа», его поддержали 303 депутата украинского парламента. Закон будет действовать «вплоть до освобождения всех оккупированных территорий Украины и прекращения агрессии со стороны России».
При этом речь идет не о запрете на песни на русском языке — ограничение коснется произведений, сочиненных и исполненных гражданами России (чье гражданство не прекратилось в 1991 году).
Кроме того, законопроект запрещает ввоз, выпуск и распространение печатной продукции из России, Украины и территорий, «временно занятых российскими войсками». Книги на русском, написанные негражданами России, можно будет ввозить при наличии специального разрешения. При этом въезжающие на территорию Украины могут ввозить до 10 экземпляров книг для личного пользования, но не распространять их — при условии, что они не входят в ранее составленный реестр издательской продукции антиукраинского содержания. Рада также отменила все ранее выданные разрешения на ввоз и распространение такой продукции.
Однако для осудивших «спецоперацию» предусмотрены исключения. В «белый список» включат тех российских артистов, которые войдут в специально созданный «Перечень музыкальных исполнителей», осуждающих действия России на Украине. Правда, об этом надо будет отдельно попросить, заявив об осуждении «военной агрессии» и поддержке «суверенитета Украины», говорится в документе. «Заявление о включении в Перечень подается в Службу безопасности Украины таким лицом, его законным представителем… или правообладателем, который имеет право предоставлять разрешения на использование в Украине произведений в исполнении этого лица», — говорится в тексте закона. Перечень будет публичным и обновляемым, а его ведением Служба безопасности Украины. При этом СБУ оставляет за собой право отказать во внесении в перечень без объяснения причин.
Российский асимметричный ответ
Решение Верховной Рады нельзя назвать симметричным ответом на действия России: Госдума до сих пор подобных документов не принимала. Правда, в России запрет на гастроли может быть оформлен в виде ограничения въезда сроком на 50 лет. С началом военных действий на Украине МВД и ФСБ якобы ввело подобные санкции в отношении украинских артистов, выступивших с осуждением России: в список будто бы попал 31 исполнитель, среди которых оказались тревел-блогер Антон Птушкин, певица Светлана Лобода, группы «Океан Ельзи», «Один в каноэ», Иван Дорн, Андрей Данилко (выступающий под псевдонимом Верка Сердючка). Представители обоих российских ведомств отказались подтвердить существование таких ограничений. Достоверно известно только об одном официальном запрете — невъездной стала певица, финалистка шоу «Голос» Наргиз Закирова, осудившая «спецоперацию».
Тем не менее, существует неофициальный список «санкционных» артистов. Его получение корреспонденту RTVI подтвердили сразу несколько человек, связанных с концертным бизнесом. «Был некий, неизвестно откуда взявшийся список, который промоутеры пересылали друг другу», — рассказал в программе RTVI «Хроники нового мира» основатель и продюсер фестиваля «Дикая мята» Андрей Клюкин. По его словам, от участия в фестивале, который проходит во второй половине июня, отказалась группа украинская группа «Нервы», хотя ее и не было в пресловутом «черном списке».
Более или менее официальным документом можно считать разве что список холдинга «Русская Медиагруппа» (РМГ), в который входят «Русское радио» и канал RU.TV. В феврале там объявили о «приостановке сотрудничества» с рядом украинских музыкантов. Среди них были перечислены Иван Дорн, Макс Барских, «Потап и Настя», Монатик, DOROFEEVA, Светлана Лобода, ALEKSEEV и Вера Брежнева.
В своем заявлении РМГ указала, что причиной санкций с ее стороны стали «резкие высказывания музыкантов в адрес России и коллег по сцене на фоне обострившихся отношений между Россией и Украиной», а также «надменное, презрительное отношение музыкантов к российским слушателям при высказывании своей политической позиции». В РМГ при этом утверждали, что сотрудничество с холдингом во многом способствовало популярности многих из вошедших в список артистов.
Наряду с украинскими исполнителями РМГ отказалась сотрудничать и с россиянами — в перечень попали Валерий Меладзе, «Аквариум» и «#2Маши». Трудности испытывают в своей стране и другие российские артисты. Так, после отказа выступать на фоне баннера «Za президента» в Омске отменились сразу несколько концертов группы «Би-2», проблемы с сольным концертом на московском стадионе «Открытие Арена» возникли у группы «ДДТ». Все концерты «Машины времени» до конца 2022 года отменились после неоднократных выступлений в соцсетях лидера коллектива Андрея Макаревича против военной операции России на Украине, рассказал RTVI представитель группы Антон Чернин.
Кроме Макаревича, шансы попасть в украинский «белый список», видимо, есть у Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», отменивших все концерты в России до конца боевых действий, а также у Noize MC и Монеточки, которые устроили благотворительный тур по европейским столицам для сбора денег в помощь беженцам с Украины. БГ также принял участие в благотворительном марафоне у Бранденбургских ворот в Берлине, на котором собрали около €12 млн на гуманитарные нужды.
Крымско-майданский отборочный критерий
Сокращение присутствия российских артистов и их произведений в украинском медиаполе давно было одним из элементов «языковой политики», которую Киев проводил с момента объявления Украиной независимости. Сначала регулирование касалось только радиоэфира, а вместо запретов применялась более мягкая мера — квоты, решения по которым принимали региональные власти. На национальный уровень этот вопрос вынес президент Петр Порошенко, подписавший закон, которым всем радиостанция и телеканалам предписывалось довести в эфире количество песен на государственном языке до 35% и любого аудиовизуального контента — до 50%.
Запреты же до сих пор оставались в ведении областных администраций. Так, в 2018 году «мораторий на исполнение русскоязычного культурного продукта» был принят во Львовской и Тернопольской областях, а затем и в Житомирской. Срок его действия в документах указывался «вплоть до прекращения оккупации территории Украины». Моратории, правда, касались публичного исполнения и воспроизведения. Однако они не мешали гастролировать по украинским городам российским исполнителям и коллективам, потому что критерием для допуска или недопуска на Украину стал совершенно другой фактор.
После присоединения Крыма к России Украина отказывала во въезде любому артисту, посетившему полуостров или выступавшему там после 2014 года. Одним из самых ярких примеров был запрет на въезд россиянке Юлии Самойловой, которая должна была участвовать в финале конкурса Евровидение в 2017 году, проходившем в Киеве. Украинская сторона заранее предупредила Россию, что не позволит артистке въехать, что вызвало разногласия Украины с Европейским вещательным союзом, организацией-устроителем конкурса.
Артист одного из негосударственных театров рассказывал корреспонденту RTVI, что по приезде на гастроли в Киев в 2018 году был подвергнут пусть и доброжелательному, но часовому допросу на предмет посещения Крыма после 2014 года — и был пропущен через границу лишь после того, как подтвердил, что не ездил на полуостров. Кстати, на Евровидении-2022 крымский фактор сыграл вновь: победительница национального отборочного конкурса Алина Паш лишилась поездки в Турин из-за концерта в Крыму в 2015 году, и вместо нее представлять Украину поехали Kalush Orchestra, которые и стали победителями.
Немалую роль в установлении санкций Украины в отношении российских артистов играл общественный проект «Миротворец», созданный в 2014 году по инициативе внештатного советника МВД Антона Геращенко. В его базу данных активисты заносили всех, кто, по их мнению, угрожал миру, безопасности и национальным интересам Украины. Несмотря на негосударственный статус проекта, попадание в базу данных «Миротворца» практически гарантировало отказ в разрешении на въезд. Среди прочих, в нем оказались певица Нюша, рэпер Василий «Баста» Вакуленко, Ольга Кабо, Александр Маршал, Кирилл Сафонов, Лолита Милявская и Диана Арбенина.
В России же после присоединения Крыма никаких официальных запретов не издавалось, но они с лихвой компенсировались неофициальными. Основным критерием стала поддержка украинскими артистами Майдана. В этом, например, убедилась группа «Океан Эльзы», у которой проходил большой тур по России. Концерты коллектива отменялись по самым разным причинам в разных городах России. Применять пусть и негласные, но все же санкции в отношении других артистов практически не пришлось: многие из них сами отменили свои выступления в России, в том числе, по политическим соображениям.
Многие, но не все. Так, на 25 июня 2022 года был намечен концерт певицы Светланы Лободы во Владивостоке. Он был отменен, а министр культуры Приморского края Елена Бронникова заявила, что власти региона не будут предоставлять «таким певцам и певицам» эстрадных площадок, писал МК. «Уверена, что и коммерческие залы не отдадут свои сцены для выступления таких артистов, — сказала она. — Иначе люди просто не поймут».
Андрей Лисицын