На этой неделе Владимир Путин встретился с Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи, где после долгих переговоров лидеры решили прекратить турецкую военную операцию и распределили обязанности на севере арабской республики. Турция оставила за собой контроль над зоной, где вела операцию с 9 октября, а Россия ввела свою военную полицию на сирийско-турецкую границу. Президент Сирии Башар Асад согласился с этими условиями. На Западе от действий Путина и Эрдогана не в восторге, но последовательную позицию по Сирии выработать пока не удается. Подробности — в материале Константина Гольденцвайга.

24 октября, встреча министров обороны стран НАТО. Йенс Столтенберг ищет слова, но не находит их.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Мы видим разногласия между членами НАТО по сирийской теме. Однако в то же время как альянс мы теперь делаем больше всего вместе. Мы, вообще, вместе. И еще мы делаем больше всего вместе, чем делали на протяжении многих лет».

Распознать здесь главного гостя из Турции можно по лицам его собеседников. На этих лицах растерянность. Возможно, генерал Акар пытался заверить генсека Столтенберга, что на севере Сирии нет ни этнических чисток, ни принудительного расселения беженцев. Уже на утро эти заверения опровергнут правозащитники. Amnesty International заявляет о депортации тысяч сирийцев — тех, кто за годы войны потерял дома, — на территории, зачищенные у курдов. О судьбе самих курдов, живших в этих краях триста лет и еще три недели назад, Эрдогану напомнят в ООН.

Сирия Турция

Фотография: Lefteris Pitarakis / AP

Урсула Мюллер, помощник генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам: «За истекшие две недели почти 180 тысяч мирных жителей, из них 80 тысяч детей, были вынуждены бежать на юг от сирийско-турецкой границы».

Но на эти и какие угодно претензии Запада у президента Турции один ответ.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Они все запаникуют, если я только им скажу, что открою ворота с беженцами. А вы не паникуйте, просто знайте: время придет, и, если что, мы откроем эти ворота. И отчего бы вам не разместить у себя десятки тысяч этих людей?»

Это теперь настолько тонкие отношения, что неровен час — и порвутся. Вот лидер одной страны НАТО Реджеп Тайип Эрдоган требует от партнеров схватить главу курдских отрядов Мазлума Абди. А вот лидер другой страны НАТО Дональд Трамп по традиции через твиттер объясняет, что ему Абди нравится. Да и сами курды теперь уже тоже. Во Второй мировой, правда, Трамп в Нормандии их не припомнит. Но теперь, говорит, все окей: могут идут воевать за сирийскую нефть. Он разрешает.

Мазлум Абди, командир альянса «Сирийских демократических сил»: «Мне недавно тоже звонил президент Трамп и подтвердил: американские войска останутся еще надолго. Теперь мы с ними обсуждаем, как бы нам восстановить наши позиции на северо-востоке Сирии».

И действительно, самый общительный президент США и его подчиненные за истекшие дни успели множество раз объявить о наложении санкций на Турцию, о снятии санкций с Турции, о полном выводе войск из Сирии, об оставлении в Сирии их малой части, об их пополнении и снова о выводе.

Дональд Трамп, президент США: «Пусть кто-нибудь другой воюет за этот пропитанный кровью песок!»

Эти «другие» — Путин и Эрдоган — тем временем так же публично обсуждали разве что теплую осень в Сочи. А в остальном: шесть часов закрытых переговоров один на один за вычетом переводчиков. И за отсутствием других желающих участь Сирии решена ими двумя. Ценой каких компромиссов — мы вряд ли узнаем. Владимир Путин говорит о «судьбоносном решении».

Владимир Путин, президент России: «Сирия должна быть освобождена от незаконного военного присутствия».

Сергей Шойгу, министр обороны России: «Для того, чтобы Соединенные Штаты могли выполнять то, что они взяли на себя, у них остался один час и тридцать одна минута».

Российская техника в Сирии

Фотография: Baderkhan Ahmad / AP

Американская техника едва вышла, когда российская вместе с сирийской зашла и приступила, как и договорились Путин с Эрдоганом, к патрулированию приграничной зоны. Впрочем, и это за свой успех смог заранее выдать Дональд Трамп.

Дональд Трамп, президент США: «Дорогие американские граждане, я приветствую вас этим утром из Белого дома, чтобы сообщить о решающем прорыве на пути к достижению для Сирии и всего Ближнего Востока лучшего будущего».

То, что в этом будущем останется ненавистный Западу Асад, возможно, закрепят негласно уже на следующей неделе на площадке ООН. 29 октября, с окончанием срока, отведенного курдам на отход от турецко-сирийской границы, в Женеве приступят к работе над Конституцией — то есть послевоенным устройством Сирии. В кадре будут правительство, договороспособная оппозиция, а за кадром — все те же Россия и Турция. Потсдамская конференция для Дамаска — триумф для Москвы. Если только сама она не увязнет на годы в этих сирийских песках.