Конфликт между худруком Театра им. Ермоловой Олегом Меньшиковым и приглашенным режиссером Олегом Долиным мог разгореться из-за роли Орсино в спектакле «Двенадцатая ночь», которую ему поручил постановщик, следует из информации источника RTVI. О своем опыте работы с Долиным рассказали также директор РАМТа Софья Апфельбаум и худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев.
«В середине ноября, художественному руководителю театра был сыгран первый черновой прогон «Двенадцатой ночи» на сцене, — рассказал сотрудник, работавший на постановке. — В тот момент роль Орсино, на которую предполагался Меньшиков, исполнял дублер, другой сотрудник театра. Рисунок спектакля был полностью выстроен с учетом роли Олега Евгеньевича, и нуждался только в незначительных уточнениях». Однако Меньшиков посчитал, что не может принять рисунок роли, выстроенной с другим артистом, и напрямую отказался играть один из эпизодов, потребовав внесения изменений, рассказал собеседник издания. Он также утверждает, что «текст роли к прогону Меньшиковым выучен не был», о чем худрук открыто сообщил режиссеру и занятым в спектакле артистам. Этот факт подтвердил RTVI еще один собеседник в театре. По его словам, репетиции постановки начались еще в конце лета.
Конфликт между приглашенным режиссером Олегом Долиным и худруком Театра им. Ермоловой Олегом Меньшиковым разгорелся 26 января. Долин опубликовал открытое письмо, в котором обвинил худрука во внезапном отстранении от постановки «Двенадцатая ночь», фактическом «бандитском захвате» проекта и невыплате гонорара. Меньшиков ответил на письмо резким видеообращением, в котором разобрал некоторые пункты из письма Долина. «Как по твоему, что я должен был увидеть, чтобы отменить премьеру спектакля с участием Александры Бортич, Саши Петрова, Стаси Милославской», — риторически спрашивает в обращении Меньшиков. Кроме того, Меньшиков упомянул, что перенос принес театру убыток в 32 миллиона рублей.
С позициями обеих сторон конфликта можно ознакомиться в материале RTVI.
Одна из основных претензий Меньшикова была связана с художественным оформлением, рассказывал ранее RTVI Олег Долин, — его пришлось срочно переделывать по требованию руководства театра, после того как Меньшиков перенес премьеру на конец января – начало февраля.
RTVI попросил рассказать о работе над проектом художника постановки Александра Барменкова. «В конце августа – начале сентября мы представили нашу концепцию, она была принята художественным руководством», — рассказал сценограф. — Затем я занялся изготовлением декораций, а Долин приступил к репетициям. Спустя несколько месяцев декорация приехала и была протестирована на сцене. И оказалось, что в процессе репетиций Олег Долин пришел — это совершенно нормальная эволюция режиссерского замысла — к тому, что сценографию нашу сохранит, но использовать ее собирается совершенно по другому. Мне как художнику это было, может быть, и некомфортно, но я принял режиссерский замысел — такое решение полностью прерогатива режиссера. И я его в этом полностью поддержал и поддерживаю».
Однако худрук Театра им. Ермоловой, по его словам, придерживался другой позиции — в ноябре он увидел реализованный проект сценографии и потребовал «вернуть все как было». «Начался процесс нашего с режиссером и актерами влезания в старые ботинки», — рассказал Барменков. По его словам, именно в связи с этим дата премьеры и была перенесена. В январе, по его словам, Долин пришел к выводу, что «вернуть все как было» невозможно. «25 декабря у нас с Олегом был эмоционально сложный разговор с Олегом Евгеньевичем, но расходились мы с ощущением, что договориться нам все-таки удалось. Вечером того же дня Долину пришла смс, что Меньшиков доделает спектакль «со своей командой», — вспоминает Барменков.
Претензии худрука к концепции оформления сценограф объясняет «разницей вкусов», которая, по его мнению, не может и не должна стать предметом резких высказываний. «Подумай сам, что такое я увидел, что решил отменить спектакль с множеством звезд», — цитирует Барменков слова из открытого ответа Меньшикова Долину. — На самом деле эти слова говорят только о том, что у Олега Евгеньевича другие вкусы, чем у режиссера». Сценограф привел в пример, как на одной из репетиций Меньшикову не понравилось, что действие происходит на дощатом полу, и он потребовал, чтобы рабочие застелили пол черным сценическим линолеумом.
«Пора что-то в консерватории поправить»
«Может быть, задуматься, почему неудачей закончились твои проекты в Молодежном театре и Театре им. Пушкина», — риторически спрашивает Меньшиков в своем видеообращении к Долину. — «Может, пора что-то в консерватории поправить?» RTVI попросил прокомментировать эти слова руководителей названных Меньшиковым площадок.
Директор РАМТа Софья Апфельбаум выразила недоумение тем, что Олег Меньшиков упоминает сотрудничество Олега Долина с РАМТом в негативном контексте. «Мы вполне успешно сотрудничали с Долиным, — рассказала она. — Его спектакль «Медведко» до сих пор с успехом идет у нас». По ее словам, Долин фактически открыл для Молодежного театра две дополнительных площадки: антресольный этаж, где поставил спектакль «Коновалов» по Горькому, и двор театра, куда переместил из зала постановку «Зобеида» по Карло Гоцци. Каждый этап подготовки спектакля, подчеркнула Апфельбаум, принимал худрук театра Алексей Бородин.
Неудачей закончилась лишь работа над постановкой «Запоздалые цветы» в 2019 году. На ее судьбу повлияла и пандемия, указала директор РАМТа. Однако основной причиной остановки работы стало напряженное отношение к концепции спектакля исполнителя главной роли. «Артист просто отказался работать», — рассказал RTVI Долин. Его версию Апфельбаум подтвердила: «Люди творческие, такое бывает, это совершенно нормально».
По ее словам, постановка осуществлялась на грант, который в результате пришлось вернуть. Она предположила, что именно этот проект ранее Долин пытался реализовать в Театре им. Пушкина. Худрук этой площадки Евгений Писарев подтвердил эту информацию RTVI. «Несколько лет назад он делал «Цветы запоздалые». Это, правда, был не спектакль, а просто эскиз, заявка, — рассказал он, комментируя слова Меньшикова. — Только у нас не было никакого конфликта: просто не получилось».
Алексей Крижевский