Против журналиста еженедельника «Якутск вечерний» Михаила Романова завели административное дело о «злоупотреблении свободой информации». Полицейские нашли в его статье о пытках и избиениях «воздействующий на подсознание людей» фрагмент. Подробнее о том, что случилось, — в материале RTVI.

UPD. Якутский городской суд признал Романова виновным в распространении заведомо недостоверной общественно важной информации, а его статью в «Якутске вечернем» — фейком. Журналиста оштрафовали на 30 тысяч рублей, издание обжалует решение суда.

Заметка, в которой полицейские увидели влияние на подсознание, вышла в апреле 2019 года. В ней Романов написал историю программиста и научного сотрудника Северо-Восточного федерального университета Антона Аммосова. Последний рассказал изданию, что его похитили, пытали и избивали сотрудники ФСБ за то, что тот комментировал «ВКонтакте» новости о деле «Сети» и взрыве в здании ФСБ в Архангельске.

Полицейские посчитали нарушением комментарий Романова к словам Аммосова: «Это история про то, что каждый может попасть в жернова государственной машины. И про то, что Большой Брат бдит, читает все комментарии на форумах».

Историю Аммосова опубликовало также и интернет-издание «ОВД-Инфо», но без комментариев от редакторов. «Якутск вечерний» же удалил статью.

Уже после публикаций в изданиях, по словам Аммосова, его вызвали в ФСБ. Сотрудник ведомства сказал программисту, что недоволен тем, что в СМИ появилось его имя. Кроме того, оперативник назвал Аммосова «неадекватным» и обвинил его в пиаре. «Прямой угрозы не было, она была завуалирована. Я же не один там был, поэтому все было в рамках приличия. Он сказал, что я сделал себе только хуже и что мои данные и телефоны отправили в Москву», — рассказал Аммосов.

Психотронная журналистика фсб

Фотография: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

В начале июля в редакцию «Якутска вечернего», как рассказал заместитель главреда, пришел участковый полицейский и потребовал от Романова проехать с ним для дачи показаний. Журналист газеты фигурировал в деле Аммосова как свидетель. Участковому отказали, после чего тот составил протокол о неподчинении требованиям полицейского.

На следующий день он снова приехал в редакцию и составил протокол уже о «злоупотреблении» свободой информации. Полицейские при этом утверждают, что Романов несколько дней использовал отговорки, чтобы не разговаривать с участковым, а потом и вовсе отказался давать показания.

Сам журналист в беседе с «Эхом Москвы» рассказал, что будет отстаивать свою правоту в суде. Он также прояснил подробности опроса, на который его вызвали. «Вопросы были такие: кого я имел в виду, называя Большим братом. Я ответил, что персонажа Джорджа Оруэлла».

В Союзе журналистов России «Коммерсанту» рассказали, что впервые столкнулись с применением статьи о «воздействующих на подсознание» материалах. По мнению главы организации Владимира Соловьева, произошедшее — это «что-то за гранью».