6 июня в Москве задержали корреспондента отдела расследований «Медузы» Ивана Голунова. Его заподозрили в попытке сбыта наркотиков. Известно об этом стало только на следующий день. Провести акцию в поддержку Голунова предложили буквально через несколько часов после новости о его задержании. Как проходили одиночные пикеты на Петровке, 38 — в репортаже RTVI.
Беспредел, абсурд, пародия на уголовное дело — такими словами участники одиночных пикетов описывали то, что происходит с Голуновым. Уже к четырем часам вечера перед Главным московским управлением МВД на Петровке, 38 собралось несколько десятков людей.
Первым плакат достал журналист Илья Азар, который раньше сам работал в «Медузе», а теперь возглавляет московское районное издание «Мох». Недалеко от него встал и писатель Виктор Шендерович.
«Когда по Голунову наносится удар — жестокий, демонстративный, беззаконный — единственное, чем можем мы ответить, — это солидарностью. Для начала журналистской. В какой-нибудь Праге было бы тысяч сто человек, потому что в Праге люди понимают, что атака на журналиста — это атака на них. У нас, к сожалению, надо объяснять», — говорил Шендерович, стоя в пикете. Меньше чем через полчаса после этого его задержали.
Полицейских на месте пикетов сначала было немного. Никаких предупреждений участникам акции они не делали, но через какое-то время стали проверять документы, а позже и задерживать пришедших на пикеты. Объясняли это тем, что они стояли слишком близко друг к другу. Кроме Шендеровича, в полицейский автобус попали больше десяти человек.
Их отвезли в отделение, а потом отпустили без протоколов. После этого часть задержанных вернулась к зданию на Петровке.
Акция в поддержку Голунова объединила людей из самых разных СМИ. Здесь были Екатерина Винокурова из RT и главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов, журналисты МБХ, Общественного телевидения России, «Дождя», «Новой газеты», Wonderzine и представители других изданий. Плакаты тоже были разными. На них встречались, например, такие надписи: «Свободу расследователю», «Я тоже Голунов», «Мое имя Иван Голунов. Я журналист. Арестуйте и меня», «Журналист-наркобарон. Вы верите в этот бред?», «Ребят, так нельзя».
В числе участников акции был и сооснователь проекта Baza Никита Могутин. До этого его телеграм-канал опубликовал фотографии, которые якобы сделали в квартире Голунова при обыске. Снимки создавали ощущение, что дома у журналиста была целая подпольная лаборатория. Эти фото Baza получила от МВД. Позже в полиции признали, что все снимки, кроме одного, к квартире Голунова не имеют никакого отношения.
В разгар пикетов Могутин выложил в личном телеграм-канале свою фотографию с плакатом у здания на Петровке и написал: «Признавать ошибки не страшно, это важно… Я о сегодняшнем посте „Базы“ с фотографиями „из квартиры“ Ивана Голунова. Хотя почему „Базы“ — лично меня, ведь именно я как автор ставил его в наш ТГ-канал и именно мне как журналисту МВД прислало эти фотографии. Я всегда ставлю все под сомнение, а сейчас — не поставил… Ивану — свободы, мне — ума, ментам — совести».
Через несколько часов после начала протестов людей у здания МВД стало так много, что к месту, где пикетчики сменяли друг друга, выстроилась огромная очередь: в ней было больше 50 человек. Чтобы не провоцировать полицию, участники акции решили стоять на одной точке возле главного входа на Петровку, 38. Несмотря на это, начались новые задержания. В отделение попали пять человек, включая муниципального депутата Виктора Котова. Как писал проект «ОВД-Инфо», на них составили административные протоколы, все они до сих пор в полиции.
К девяти часам участники стали сменять друг друга почти каждую минуту — чтобы всем хватило времени. Постепенно желающие постоять с плакатами снова рассредоточились по нескольким местам. Примерно в 21:30 по тротуару на Петровке проехала машина коммунальных служб Москвы. Вода никого не смутила — участники акции расступились, поаплодировали и тут же вернулись на свои места.
Пикеты продолжились, но многие следили за часами и ждали, что будет дальше. По закону публичные мероприятия, к которым относятся и одиночные пикеты, можно проводить до 22 часов. Но к этому времени участников акции меньше не стало, а полицейских только прибавилось.
Они стали чаще и громче требовать «освободить проход и не мешать проходу граждан» и даже подключили сирену. На Петровке появился ОМОН. Но задержаний не последовало. Примерно в половину одиннадцатого почти все полицейские просто ушли, а акция стала колоритнее: одна из участниц рассыпала на месте пикета соль.
Вскоре протестующие понемногу стали расходиться, по пути рассуждая, почему акция не закончилась разгоном. Многие вспоминали о международном экономическом форуме, который в эти дни проходит в Петербурге. Несколько десятков людей оставались у здания на Петровке и в час ночи, среди них был и писатель Дмитрий Быков.
Обвинение Ивану Голунову до сих пор не предъявили. В субботу ему должны избрать меру пресечения. Возле здания суда запланированы новые акции протеста.
Способны ли власти услышать журналистское сообщество, вставшее на защиту Ивана Голунова, в эфире RTVI обсудили с пресс-секретарем российского отделения Amnesty International Александром Артемьевым, он тоже пришел на пикете в поддержку корреспондента «Медузы».