8 августа глава США Дональд Трамп примет в Белом доме президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Как написал республиканец в своей соцсети Truth Social, это будет «исторический мирный саммит», который призван положить конец давнему конфликту в регионе. Эксперты RTVI уверены: согласованное еще в марте мирное соглашение, которое анонсировал президент США, пока подписано все же не будет. Зато стороны, вероятно, договорятся выйти из Минской группы ОБСЕ, чья работа все равно заморожена после февраля 2022-го, а Вашингтон возьмет на себя разблокировку транспортных путей на Южном Кавказе.
Специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев:
Сегодня не будет подписан мирный договор. Я знаю, что Дональд Трамп в своей соцсети Truth Social написал, что состоится «official Peace Signing Ceremony», но это не так. В других источниках используется слово «initialing». И по всей логике событий это будет именно «initialing», то есть парафирование документа. Его подпишут не лидеры, а главы МИД Армении и Азербайджана. Это будет, по сути, еще раз означать, что обе страны согласны с текстом мирного соглашения, и будет отдельная декларация о том, что они готовы его подписать в будущем.
Это делается для того, чтобы сделать приятно Дональду Трампу, чтобы у него была возможность сказать, что в его кабинете произошло историческое событие. Это процедурный жест, который имеет символическое значение. Но это не главное, что будет заключено.
Главное — это инициатива по переходу Зангезурского коридора в некое управление американской компании через аутсорс, что позволит его разблокировать и пустить там движение.
Мирный договор будет подписан не сейчас. Более того, среди заявленных известных документов — предложение распустить Минскую группу ОБСЕ, потому что это требование Азербайджана к подписанию мирного договора. А чтобы распустить Минскую группу, нужно, чтобы за это проголосовали все главы МИД стран ОБСЕ на встрече, которая будет в декабре. То есть мы не можем даже технически ожидать подписания мирного договора сейчас. Тем более что Армения не изменила Конституцию, а это еще одно требование Азербайджана.
Это приближает стороны к нормализации, однако не дает полной уверенности, потому что не решен вопрос с анклавами, к примеру — с селом Кярки (Тигранашен), с селом Юхары-Аскипара. Они находятся непосредственно на стратегических коммуникациях Армении: одно — на дороге в Сюникскую область, а другое — на дороге в Грузию. Мирный договор никак не объясняет, что с ними будет, документ определяет только территориальную целостность государств. Их судьба — это следующий важный вопрос.
Ну и действительно, совместное существование без обстрелов, без каких-то инцидентов — это не то, что гарантируется подписанием документа. Это гарантируется более сложным комплексом факторов. Впереди еще много работы.
Да, Москва [остается] «за бортом», Вашингтону и Дональду Трампу таким образом делают определенный комплимент, но не нужно преувеличивать значение этого. У Америки, судя по всему, получилось выступить модератором по Зангезурскому коридору, что важно, но по остальным вопросам влияние США не так велико. Мирный договор был согласован странами в двустороннем порядке, без Америки.
Мне кажется, Баку как главный руководитель процесса не захочет передавать все лавры США. Азербайджан захочет, чтобы это была его заслуга, а Штатам власти просто подыгрывают, потому что Вашингтон — важный партнер. Ильхам Алиев не скрывал, что Дональд Трамп ему ближе и понятнее. Еще в прошлом году, до того, как Трамп победил на президентских выборах, он говорил, что болеет за республиканца.
Как сообщили накануне источники Reuters, одно из соглашений, которое будет подписано в Вашингтоне, подразумевает «эксклюзивные права США на развитие стратегического транзитного коридора через Южный Кавказ». Речь идет о маршруте через Сюникскую область Армении, который соединяет западные районы Азербайджана с его эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой. В Баку называют его Зангезурском коридором, в Ереване предлагали название «Перекресток мира».
В Баку настаивали на принципе экстерриториальности коридора. В Ереване придерживались формулировок Трехстороннего заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе от 9 ноября 2020 года, согласно которому контроль за транспортным сообщением должны осуществлять российские пограничники (несмотря на то, что многие реалии, описанные в документе, устарели).
Судя по всему, побеждает вариант США — проект получит название Trump Route for International Peace and Prosperity (TRIPP, или «Маршрут Трампа ради мира во всем мире и процветания»). Соединенные Штаты сдадут территорию «в субаренду» некому консорциуму для строительства инфраструктуры и управления, при этом маршрут «будет эксплуатироваться в соответствии с законодательством Армении».
Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин:
Никакого прорыва нет. То есть для Трампа, может быть, разницы никакой нет — мирный договор или рамочное соглашение о подписании мирного договора. А это две совершенно разные вещи. По информации, которая поступает от других источников, вовлеченных в переговорный процесс, подписание мирного договора не предполагается. Предполагается подписать рамочное соглашение, обязывающее страны через какое-то время заключить мирный договор.
То есть это не прорыв. Трамп просто воспользовался ситуацией и грамотно продал услуги американской компании. Те же самые претензии и противоречия у Азербайджана с Арменией остаются. Просто в нынешней геополитической конфигурации ради улучшения отношений с Соединенными Штатами они готовы якобы договориться и сблизить позиции.
На самом деле дорожная карта, которая была предложена Россией, остается основным ориентиром для урегулирования, но страны пока по ней не сближаются.
Остается вопрос открытия Зангезурского коридора. Если раньше предполагалось, что его будут курировать пограничные службы ФСБ (пограничники, которые расположены на границе с Ираном в Армении), то сейчас этим займется американская частная компания.
Но насколько это отвечает интересам тех же армян, которые рассчитывают на транзитные грузы? Кто будет поставлять эти грузы? Китай, Россия или Иран, думаю, предпочтут воздержаться от использования Зангезурского коридора, чтобы не быть под контролем американских властей. Соответственно, кто будет использовать этот коридор, — большой вопрос.