Конец 2019 года выдался тревожным для руководства Германии: новые американские санкции чуть не лишили страну газопровода «Северный поток – 2», который должен связать центральную Европу с Россией. США ввели ограничения для фирм-подрядчиков, и швейцарская компания Allseas тут же приостановила строительство на Балтике, хотя оставалось проложить всего лишь 160 километров трубопровода. Возможно, Allseas еще успеет закончить работы, ведь Госдепартамент США все-таки дал отсрочку от санкций на три недели. Сможет ли Россия своими силами достроить «Северный поток – 2» и чего это будет стоить Европе, на балтийском побережье выяснял корреспондент RTVI Константин Гольденцвайг.
В ночь на 20 декабря, как и во все эти дни, счет шел на часы. У берегов датского острова Борнгольм в режиме цейтнота на гигантских судах-трубоукладчиках приваривали и отправляли последние трубы на балтийское дно. А в Берлине киевские и московские гости впервые за долгие годы достигли согласия о сохранении газового транзита через Украину.
Александр Новак, министр энергетики России: «Мы сегодня очень хорошо поработали и подготовили проект протокола, детальный протокол. Мы надеемся, что в ближайшее время уже выйдем на договоренности».
Главное условие Берлина для ввода в строй «Северного потока – 2» было выполнено. Но на следующий день грянул гром: Дональд Трамп подписал оборонный бюджет, а в нем — разрушительные для подрядчиков санкции. Германию — главного адвоката «Газпрома» — это застало врасплох, ведь с Вашингтоном договаривались до последнего и о совсем другом.
Петер Байер, координатор по вопросам трансатлантических отношений при правительстве ФРГ: «Во время моего последнего визита в Вашингтон коллеги-сенаторы мне четко сказали: „Если при посредничестве Германии Москва и Киев придут к соглашению о транзите газа через Украину, то тогда США передумают и никаких санкций вводить не станут‟. И при поддержке канцлера Меркель Москва и Киев действительно договорились. Но затем, вопреки всему, США все равно ввели эти санкции. Я глазам своим не поверил».
Пока швейцарский и итальянский подрядчики спешно сворачивали работы на Балтике, вице-канцлер Германии за отсутствием лучшего констатировал факты: экстерриториальные санкции США нарушают международное право:
Олаф Шольц, вице-канцлер Германии: «Подобные санкции — это грубое вмешательство во внутренние дела Германии и Европы. Они нарушают наш суверенитет, и мы решительно их отвергаем. Такие вещи недопустимы в отношениях между друзьями по НАТО».
Американские друзья, впрочем, тут же поправили руководство Германии, встревоженное суверенитетом Европы. Посол США Гренелл заверил, что их тревожит зависимость Старого Света от российского газа.
Ричард Гренелл, посол США в Германии: «15 европейских стран, Еврокомиссия и Европарламент — все они высказали свои тревоги в связи с этим проектом. Европейские партнеры говорили нам о том, что США следует поддержать их в этих усилиях. Вот почему эти санкции стали исключительно проевропейским решением. Последнее время я слышал от европейских дипломатов слова благодарности за этот шаг».
Заботой о Европе Россия, Германия, США всегда прикрывали свои интересы в боях за эту трубу. Но еще никогда удар не был столь зримым.
Цитируя русскую классику, теперь «здесь жизнь до весны замерла». И это в лучше случае. При прежней, авральной скорости последние полторы сотни километров «Северного потока – 2» можно было бы уложить за считанные дни. Но европейские корабли-трубоукладчики — «Солитер» и Pioneering Spirit — сразу после подписания Трампом санкций отсюда как ветром сдуло. Сейчас эти плавучие заводы находятся у норвежских берегов. И оказалось, у России, у нефтегазовой державы сравнимого флота попросту нет. Российский корабль «Фортуна», заранее переброшенный в порт Мукран, меньше и медленнее. Но главное, что от «Фортуны» отвернулась Дания. В разрешение о прокладке труб по дну моря датчане, выдав его неохотно и последними из всех стран, включили незаметное условие. Корабли должны быть оснащены специальной системой динамического позиционирования, которая позволяет судну максимально точно удерживать курс. На «Фортуне» такой техники нет.
А вот на Pioneering Spirit есть. Владелец уникального судна, отправлявшего в воду по пять километров труб ежедневно, — швейцарская фирма Аllseas. И глава российского Минэнерго Александр Новак надеется, что она может еще передумает. Если вдруг США смягчат либо отсрочат санкции. Чудом. Или стараниями немцев.
Борис Фельдман, журналист: «Швейцарцы со своими кораблями вряд ли вернутся к прокладке. Потому что для них это смерть — потерять Мексиканский залив, где у них по-настоящему есть работа ради Балтики, ради этого трубопровода, где осталась пара сотен километров, сколько бы за него не платили. Они нормальные, законопослушные бизнесмены, у них есть огромный офис в Хьюстоне. И кроме этого проекта, есть что у них отнять. Я думаю, они не вернутся к этой работе, если им отчетливо не разрешит это лично Трамп».
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Я убежден, что, во-первых, европейцы понимают свой коммерческий интерес, интерес с точки зрения обеспечения долгосрочной энергетической безопасности. Во-вторых, их, конечно, унизили. И слова, которые прозвучали из Берлина, доказывают, что чувство собственного достоинства у наших европейских партнеров еще сохранилось».
Продажа газа в Европу — это внушительные 15% всех доходов российского экспорта. В федеральном телеэфире и правительстве соревнуются в оптимизме: газопровод достроят через полгода, через несколько месяцев. И только в самом «Газпроме» с прогнозами не спешат. Даже задействовав посредников в Китае, а не в Европе, сложно найти конечную фирму, которую не испугают последствия от США. Было давно очевидно, что при таких газовых планах нужно строить свои суда. Но почему-то лишь теперь это признали вслух.
Алексей Рахманов, глава Объединенной судостроительной корпорации: «Таких судов, которые прямо сегодня могли бы приступить к работе, нет. Во-первых, такие суда, как правило, строятся под конкретный проект и очень редко используются на свободном рынке. В среднем, мы говорим о полутора-двух годах проектирования и три-четыре года строительства.
Через шесть лет строительства неясно, кто в самой Германии будет у власти и будет ли все так же благоволить «Северному потоку – 2». Но находят экстренное решение. С ремонта в тихоокеанском порту «Находка» планируют снять и отправить на Балтику корабль «Академик Черский». Единственный трубоукладчик, строившийся для Нигерии, находится на вооружении России. До датских берегов он доплывет через два месяца. Опыта проведения подобных работ у «Академика Черского» нет.
Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy:«Поскольку это судно официально принадлежит «Газпрому», то значит, раз владелец предоставил под этот проект судно, то санкции будут распространяться и на «Газпром». Это закрытие всех бизнесов, связанных с американцами, перевод денег через американские банки, закрытие возможности посещать Соединенные Штаты, потому что визу точно не дадут никому из газпромовских чиновников. Я думаю, нормальная коммерческая компания не должна идти на такую войну с крупнейшей экономикой мира».
Пока же Москве и Берлину остается лишь состязаться в эмоциях и угрозах за океан.
Дмитрий Медведев, премьер-министр России: «Это методы неконкурентной борьбы в противоречие со всеми международными договоренностями».
Зигфрид Фишер, аналитик Потсдамского института международной политики: «Это своего рода тест: как еще далеко могут зайти американцы? И что им еще дозволено? Где заканчивается партнерство и дружба?»
Никто не ждет у моря погоды. Пока Россия грозит США встречными санкциями (правда, неясно, какими): американцев отлучат от «Автоваза» или от отдыха в Крыму? Из уст ряда немецких политиков звучат более предметные фантазии: обложить США штрафами за выход из Парижского соглашения по климату или закрыть Германию для американского СПГ. Но не ради ли него эти санкции в Вашингтоне и затевались?
Маттиас Шепп, председатель Германо-российской торговой палаты: «Увы, приходится признать, что спокойная дипломатия с аргументами, которые мы предъявляли последовательно и конструктивно, не привели к желаемому результату. И думаю, пора заговорить более внятным языком, таким, который будет ясен и для Вашингтона. Бывший посол США в Германии, господин Бёрт, уже предложил отказаться от всяких закупок сжиженного газа у американцев, который, к слову, дороже российского топлива. А также от строительства морских терминалов по приему СПГ».
Маттиас Шепп — бывший репортер журнала Spigiel в России, ныне один из ее лоббистов в Германии. И он, и коллеги, и немецкие левые, сочувствующие Кремлю, требуют от Меркель жестких мер. Но в окружении канцлера заранее дают понять, что мер не будет.
Йоханн Вадефуль, заместитель главы фракции ХДС в Бундестаге: «Мы не считаем торговую войну верным решением ни в этом, ни в любом другом вопросе».
Борис Фельдман, журналист: «Понимаете, тут дело уже не в газе. Пойти на санкции против США — это уже совсем отчаянный шаг. И никакой газ этого не стоит, потому что ответные санкции уничтожат экономику Германии ровно в один день. Только они вернут налоги на автомобили, и экономика Германии останется в прошлом».
О немецких автомобилях и российском газе в эти дни молчит человек, от которого зависит и то, и другое. В своей резиденции во Флориде Дональд Трамп празднует Рождество. Его можно высмеивать, как это любят в России. Или ненавидеть, как в Германии. Но очевидного этого не отменяет: при желании страна во главе с ним по-прежнему способна утопить любой не отвечающий ее интересам проект. По оценкам экспертов, на «Северный поток – 2» Россия и партнеры потратили до $40 млрд.
Но появилась новость, которая, возможно, обнадежит Москву. Фирмам-подрядчикам «Северного потока – 2» дадут срок до 20 января на то, чтобы завершить все работы, если они хотят избежать санкций. Официальное заявление на этот счет выпустил Госдепартамент США. Из его разъяснения следует, что у швейцарской компании Allseas остается еще три недели на то, чтобы, вернуть свои суда в воды Дании и все-таки уложить искомые 160 километров труб на обеих ветках «Северного потока – 2». Эксперты говорят, что технически это очень сжатые сроки. Но реальные. Вопрос лишь в том, рискнут ли сами подрядчики возвращаться к работе.
Кроме того, в Госдепартаменте вновь назвали «Северный поток – 2» проектом, «делающим Европу более уязвимой от Москвы», а также «способом для России продолжать ее агрессию против Украины».
И как знать, возможно, именно сговорчивость Москвы на продолжающихся переговорах о транзите газа через Украину и сыграла теперь свою роль в уступчивости Вашингтона. Новости оттуда поступили почти одновременно с объявлением о решении Стокгольмского арбитража о выплате «Газпромом» долгов на $3 млрд Киеву. Прежде Россия не спешила выплачивать эти суммы.