Перед рабочей поездкой Владимир Путин дал интервью австрийскому журналисту ORF Армину Вольфу. Такие интервью СМИ принимающей стороны — традиция, часть дипломатического протокола и «скучная обязаловка». Но не в этот раз: многие ответы российского президента уже разлетелись по всему миру. Приемы общения с аудиторией мировых лидеров изучил корреспондент RTVI Роман Перл.

Это было уже не интервью: спарринг или, может быть, даже дуэль. Президент России встретился с редким противником: журналистом, который спорит и перебивает.

Интервью Путина ORF

Выход Путина из зоны комфорта превратил видеозапись австрийского телеканала в ценный материал для специалистов по языку тела.

Тоня Райман русского не знает. Она лишь оценивает, как ведет себя тело Путина. Вот президент рассказывает о Евгении Пригожине. В западной прессе его называют «поваром Путина» и владельцем «фабрики троллей». А в США власти обвиняют Пригожина во вмешательстве в американские выборы.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Тоня Райман, эксперт по языку тела: «В этой ситуации он поднимает брови, когда сам говорит, что означает, что он скептически относится к собственным словам».

У российского президента тело довольно выразительно, говорит Райман. Она показывает, как он вытягивает ноги, чтобы казаться больше или выдает себя лицевой мимикой. Пример с Петербургского форума — ответ на вопрос о русских хакерах — еще более говорящий.

Тоня Райман, эксперт по языку тела: «Он указывает пальцем. Это сильный сигнал. Когда вы указываете на кого-то пальцем — это признак гнева, если вы двигаете рукой быстро. А тут это угроза: „Не лезьте в мои дела!“».

Политолог Валерий Соловей помогает политикам лучше выглядеть на публике. На последних выборах натаскивал одного из соперников президента. Жесты Путина ему нравятся — скупые, но эффективные.

Валерий Соловей, политолог: «Я отдаю должное — его жестикуляция, в общем-то, не избыточна. Потому что очень часто бывает риск убыточной жестикуляции. Если вы сравните с Алексеем Навальным, у того избыточная жестикуляция».

Впрочем, что Путин, что несистемный оппозиционер, чье имя президент по-прежнему не произносит вслух, оба —мастера публичных выступлений и риторики. Особенно по российским меркам, где многие политики до сих пор лезут за словом в карман. К примеру, Михаил Прохоров, когда хотел уйти от ответа, поначалу просто отворачивался.

Валерий Соловей, политолог: «Ему надевали специальную маску, с которой он просто не мог поворачиваться налево и направо. Он вынужден был смотреть в лицо интервьюеру, в лицо собеседнику. Это в конечном счете сработало».

Представитель одной из самых сильных в мире школ выступления, американской, — Дональд Трамп — сильно отличается от многих ораторов в своей стране. Мог ли, к примеру, Барак Обама во время интервью махнуть на журналиста рукой и сесть за рабочий стол?

Donald_Trump_2016_RNC_speech_(4).jpg

Фотография:
WikiCommons

«Все, довольно, я не буду отвечать», — этот прием Трамп использует часто. Ему может не нравиться вопрос, личность журналиста или СМИ, которое он называет fake news.

Оказалось, что некоторым подобная эксцентричность даже нравится. Люди принимают такое поведение за искренность. Валерий Соловей говорит, что имеет значение тело Трампа. Он может себя так вести, просто потому что большой.

Валерий Соловей, политолог: «Важна еще, знаете, антропологическая фактура. Он очень массивный. Массивный, крупный. Это тоже придавало его не самым изощренным оборотам, порой эксцентрическим, порой резким, убедительность, которой не было у его оппонентов».

Скрытое поведение Трампа — продолжение восприятия его телесных возможностей. Тоня Райман обращает внимание, что своей реакцией на вопросы, длительным пожиманием рук, жестами Трамп демонстрирует, что он — альфа, он тут главный. А что касается искренности, здесь президент США — обычный политик.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Тоня Райман, эксперт по языку тела: «Вот, прямо сейчас, это была ложь: „Мы ставим рекорды каждый день“. Было пожимание одним плечом. Вы пожимаете одним плечом, когда не уверены в собственных словах. „Мы ставим рекорды каждый день“, — нет, не ставите, это очевидно».

bill-clinton-356132_1920.jpg

Фотография:
Pixabay

Впрочем, синонимом лукавства в американской политике остается Билл Клинтон. Наверняка он хотел бы пользоваться приемами Дональда Трампа, или Владимира Путина, способного утопить оппонента в эмоционально-окрашенных подробностях.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Но такие ответы выдают авторитарного лидера, а Клинтон, хоть и сам все тот же альфа-самец, играет в демократа и пытается ответить. В результате — как было в недавнем интервью — запутался в собственных ответах. Сначала на вопрос, было ли у него что-то с Моникой Левински, потом — извинился ли он перед ней.

Тоня Райман, эксперт по языку тела: «Вот, смотрите, изменения в позе. Сейчас он прикрывает руками свои гениталии. И, когда вы так делаете, это означает, что вы хотите защитить то, что для вас самое важное. Очевидно, мы знаем, что это самое важное для него».

Прекрасным оратором с хорошо поставленными жестами и голосом специалисты называют израильского премьера Биньямина Нетаньяху.

AP_17200716470476.jpg

Фотография:
Balazs Mohai / MTI / AP

Валерий Соловей, политолог: «Блестящий! Думаю, один из самых сильных в современном политическом мире».

Но в последние годы стало сложнее наблюдать за его реакциями. И анализировать его приемы в общении с журналистами.

Мишель Стайн Тиер, специалист по коммуникациям и эксперт по риторике: «Несколько лет назад Нетаньяху часто соглашался на интервью. Но в последнее время он воздерживается от крупных телеинтервью. Общается чаще всего с газетой Israel Today, который называют «Правда Биби», а также с 20-м телеканалом, аналогом Fox News».

Политики будь то Нетаньяху, Трамп и, тем более, Путин, стараются не рисковать.Почти все их выходы на публику происходят в их же зонах комфорта. А у нас всеменьше возможностей прочитать, что на самом деле происходит в головах мировыхлидеров.