Ситуация на границе Литвы и Беларуси накаляется и может перерасти в вооруженные стычки и силовой конфликт, считают эксперты. RTVI разбирался, что сейчас происходит в регионе и грозит ли Беларуси наплыв нелегальных мигрантов.

Действия белорусских властей могут обернуться против самой республики. Президент страны Александр Лукашенко приказал силовикам закрыть границу, чтобы не пускать нелегальных мигрантов, которых Литва пытается выдворить обратно в Беларусь.

«С сегодняшнего дня ни одна нога на территорию Беларуси с сопредельной стороны, будь то с юга или с запада, ступить не должна», — заявил Лукашенко.

Белорусский президент не скупится на оскорбления. Власти Литвы, которые выдворяют со своей территории нелегалов, белорусский президент назвал мерзавцами. По мнению Лукашенко, это стало новым методом давления на Беларусь со стороны ЕС.

«Пройдя семь или восемь этапов так называемой цветной революции [в Беларуси], у них [Литвы] в плане ничего не осталось. Поэтому вернулись к давно апробированной тактике — шантажа, давления. И уже дошли до силовых угроз. Одна из угроз заключается в том, что якобы нелегальных мигрантов будут концентрировать в официальных пунктах пропуска: между, допустим, Литвой и Беларусью. Это уже по несколько сот и, может, тысячу человек. И под угрозой оружия выдавливать на территорию Беларуси».

Мигранты, которые прибыли в Литву в последние дни, оказались чем-то вроде мячика для пинг-понга. Они пытаются пробраться в Литву, Литва выдворяет их обратно в Беларусь, а Беларусь снова переправляет их в Литву. Многие «новые» нелегалы застряли на границе двух стран.

«Такая ситуация сложилась, что мигранты оказались меж двух огней, что называется. С одной стороны силовики их выдворяют на ту сторону границы, с другой стороны – на эту», — рассказал RTVI белорусский политолог Валерий Карбалевич.

Пункты приема мигрантов в Литве переполнены, и на этой неделе Вильнюс заявил, что будет разворачивать нелегалов обратно в сторону Беларуси. Более того, в понедельник был издан указ, по которому пограничники получили право применять физическую силу и психологическое давление, если, несмотря на предупреждения, нелегалы все равно будут пытаться прорваться на территорию Литвы. По словам председателя парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Лауринаса Кащюнаса, при использовании упомянутых средств будет действовать принцип пропорциональности: «Учитывается поведение нелегальных мигрантов, подчиняются они указаниям или нет, есть сопротивление или нет».

На этой неделе появилось сообщение о первом погибшем на границе мигранте. В Госпогранкомитете Беларуси заявили, что заметили человека восточной внешности, который находился в тяжелом состоянии. При оказании первой помощи он умер. Позже белорусский государственный канал «Беларусь-1» сообщил, что мужчине было нанесено не менее 30 ударов и он скончался от геморрагического шока.

В МВД и Минобороны Литвы эту историю назвали провокацией с целью скомпрометировать действия литовских должностных лиц.

«Проблема Минска сегодня в том, что даже если версия Минска верна, то репутационные проблемы белорусской власти таковы, что даже когда они могут говорить правду теоретически, им никто не верит», — заметил в разговоре с RTVI белорусский политический аналитик Артем Шрайбман.

Валерий Карбалевич также убежден, что «запятнать» репутацию Литвы у белорусских властей не получится, потому что международное сообщество давно не верит тому, что говорит Минск. Скорее такие истории могут быть использованы российской и белорусской пропагандой, чтобы влиять на граждан внутри этих двух стран.

мигранты

Фотография: Julius Kalinskas / Imago Images / Scanpix / TASS

«Ситуация взрывоопасная»

На этой неделе количество мигрантов, прибывших в Литву сократилось. Если в воскресенье в страну пробрались почти 290 нелегалов, то за период с понедельника по четверг – всего около 90. В беседе с RTVI литовский политический аналитик Марюс Лауринавичюс высказал мнение, что этому способствовали несколько факторов. Во-первых, решение литовских властей отправлять нелегалов обратно в Беларусь, а во-вторых, договоренность о приостановке рейсов из Ирака [иракская авиакомпания Iraqi Airways сообщила в четверг о приостановке до 15 августа полетов в Беларусь].

Кроме того, по мнению эксперта, литовские власти начали давать мигрантам определенные «сигналы». Их цель – дать понять, что Литва – это не легкий способ попасть в Европу и что республика не будут пропускать нелегалов. Работа ведется в нескольких направлениях: это и публикации в соцсетях, и перевод заявлений литовских политиков на арабский и другие языки, на которых говорят мигранты.

По мнению эксперта литовского Центра исследований Восточной Европы Максимаса Милты, самым действенным решением был указ главы МВД, позволивший службе охраны государственной границы использовать психологическое и физическое воздействие при защите границы. «Нужно понимать, что это очень хрупкая и очень чувствительная грань между, с одной стороны, необходимостью и приверженностью Литвы к соблюдению прав человека с точки зрения национального и международного права. Но, с другой стороны, поскольку речь идет о гибридном воздействии, то похоже на то, что внешние обстоятельства неизбежно побудили к принятию этого политического решения», — отметил Милта в разговоре с RTVI.

Если Литва действительно начнет массово выдворять мигрантов обратно в Беларусь, приведет ли это к наплыву нелегалов в республике? Возникнет ли угроза ее безопасности? По мнению Артема Шрайбмана, тут как раз полицейский характер государства может сыграть ему на руку.

«У нас много в Беларуси силовых служб. Они способны, как мне кажется, справиться с наплывом мигрантов с точки зрения отправки, в том числе вынужденной, принудительной отправки, если понадобится. Беларусь как полицейское государство лучше многих демократических стран способно подавлять такие вызовы. Это побочные явления силового авторитаризма».

Да и сами мигранты, напоминает эксперт, мечтают о жизни именно в Европе и не стремятся задерживаться в Беларуси.

Удар по республике может быть нанесен с другой стороны, вновь на уровне санкций, если ЕС решит ужесточить ограничения по поставкам белорусского калия. Для экономики страны это может быть очень болезненной мерой.

Ситуация взрывоопасная, говорит Шрайбман, и может накалиться до предела. «Поскольку обе стороны настроены довольно воинственно и обе стороны не настроены уступать, это может дойти в каких-то из своих сценариев до вооруженных стычек на границе. Есть места, где пограничники выходят очень близко друг к другу, и они туда-сюда этих бедных людей гоняют и с применением, судя по всему, оружия. Поэтому я бы не исключал никаких, даже самых опасных сценариев».

Теми же опасениями в разговоре с RTVI поделился Валерий Карбалевич. «Сейчас стороны пошли на обострение. Сначала руководство Литвы приняло решение выдворять мигрантов на территорию Беларуси, в свою очередь Лукашенко дал команду их не пускать. Это обостряет ситуацию, и это чревато силовым конфликтом. Там на границе стоят друг против вооруженные подразделения Литвы и Беларуси, слышатся выстрелы».

мигранты2

Фотография: Mindaugas Kulbis / AP

«Это направлено не только на Литву, но и на весь Евросоюз и НАТО»

Ситуация на границе Литвы и Беларуси начала накаляться в июне. Мигранты – в основном выходцы из стран Ближнего Востока и Африки – хлынули в прибалтийскую республику из Беларуси. По последним данным МВД Литвы, в страну прибыли более 4100 нелегалов.

Вильнюс, как и Брюссель, винят в происходящем Минск, который, по мнению литовских и европейских властей, искусственно создал этот кризис, увеличив число рейсов из ближневосточных и африканских стран и занявшись переправкой мигрантов к границе. Белорусские власти эти обвинения отвергают. По словам Лукашенко, Минск просто перестал сдерживать поток мигрантов.

«Вы нас информационно душите, методично и коллективно. Рушите, пытаетесь убить нашу экономику и ждёте, что мы будем тратить сотни миллионов долларов, как и прежде, на защиту ваших геополитических интересов? Только безумцы могут так думать и рассчитывать на нашу поддержку», — заявил в июне Лукашенко.

В ЕС уверены, что миграционный кризис стал ответом белорусских властей на ужесточение санкций со стороны Евросоюза. Новые ограничительные меры были введены после инцидента с самолетом RyanAir, который направлялся из Афин в Вильнюс, но получил приказ развернуться и лететь в Минск. После посадки белорусская полиция арестовала находившихся на борту бывшего главного редактора Telegram-канала НЕХТА Романа Протасевича и его девушку россиянку Софью Сапегу.

Как считает Максимас Милта, нынешняя ситуация с мигрантами служит только испытательным плацдармом. В будущем число мигрантов можем возрасти: белорусские власти будут искать альтернативные маршруты и начнут переправлять к границе нелегалов из Пакистана, Афганистана и Марокко.

Литовский политический аналитик Марюс Лауринавичюс делится еще одной версией: по его мнению, на самом деле за этим кризисом или точнее «гибридной войной» стоит не Беларусь, а Россия, которая действует руками белорусских властей, и спланировано все было задолго до инцидента с самолетом. Цель России – дестабилизация ситуации в Литве и смена руководства республики, которое очень невыгодно российским властям.

«Это направлено не только на Литву, но и на весь Евросоюз и НАТО. Это одновременно разведывательные операции. Они (власти России) пытаются нащупать самые слабые места в Евросоюзе», — добавляет Лауринавичюс.

Автор: Марика Димитриади