12 школьников и их тренер, заблокированные в затопленной пещере на севере Таиланда, получили первые уроки по плаванию и погружению с аквалангом. Власти страны заявили, что попробуют освободить детей до конца недели, пока снова не начались дожди. О том, что ожидает подростков на пути к спасению, — Роман Перл.
Одни шутят, улыбаются и показывают пальцами знак победы. Другие тихо лежат, завернувшись в теплое одеяло. Дюжина подростков и их тренер почти десять дней провели в пещере без еды, свежей воды и связи с внешним миром.
Их нашли почти случайно после многих дней поиска. Спасатели обнаружили брошенные у горы велосипеды. В десятикилометровой пещере удалось найти незатопленные камеры. В одной из них были пропавшие футболисты.
Бен Рейменантс, специалист по дайвингу в пещерах: «Я эту пещеру не знал. Была карта тридцатилетней давности, сделанная французскими спелеологами, и предположение, что они могут быть в одной из камер. Одна из них называется „Пляж Паттайи“. Это была чистая удача и большое счастье, что мы их, действительно, обнаружили в этой камере».
Пещера находится на самом севере страны, у границы с Бирмой. В малонаселенной местности, в шестидесяти километрах от Чианг Рая. Судя по реакции в СМИ и соцсетях, в Таиланде был настоящий праздник, когда ребят удалось обнаружить. Спасатели говорят, что радоваться рано. Впереди самое сложное.
Капитан Джессика Тейт, ВВС США: «Сейчас самое главное — вытащить этих детей оттуда самым безопасным способом. Это наиважнейшая задача. Не стоит забывать, что они столько времени были изолированы в темноте, без еды. Так что есть угрозы не только физиологического характера, но и психологического».
Сейчас с детьми работают специалисты. Юным футболистам предстоит преодолеть километр в грязной воде. После обследования пещеры было решено, что дайвинг — лучший способ выбраться из подземного плена. Несмотря на все опасности.
Гэри Митчелл, Британский совет спасателей из пещер: «Не забывайте, что у этих ребят нет опыта в дайвинге. Они были под землей девять дней и сейчас они ослаблены. Лучший вариант — погружать их в воду маленькими группами, и чтобы они выныривали отдохнуть в воздушных карманах, которые еще есть в пещере. Но если дождь усилится, опасность для этих детей возрастет».
О том, что ребятам пришлось пережить, может рассказать Омар Рейгадас. Восемь лет назад из-за аварии на чилийской шахте он оказался надолго заперт под землей.
Омар Рейгадас, шахтер, спасенный из чилийской шахты в 2010 году: «Тренер, который с ними, должен быть мотиватором для ребят, психологом. Это сейчас очень важно. Надо объяснять, что в такой ситуации бояться — это нормально. Мы тоже были напуганы, мы плакали. Мы, взрослые мужчины, плакали. Не надо стараться быть храбрее, чем вы есть, это только повредит».
Тот же совет можно дать и родителям. Полторы недели они не знали, живы ли их сыновья. И сейчас надеются не только на спасателей. Мать шестнадцатилетнего футболиста знает: если все обойдется, ни к одной пещере она его уже не подпустит.
Киан Камлаунг, мать шестнадцатилетнего члена пропавшей команды: «Как будто ему дали новую жизнь. Мне казалось, что шанс их найти был пятьдесят на пятьдесят. Я сказала себе, что на все воля божья. И это его заслуга в том, что мы будем вместе».
Психологи говорят, что с ребятами надо будет серьезно поработать после спасения. Одни переживут эти испытания без последствий. Другие не смогут справиться со стрессом.
Влада Титова, психолог: «Это очень тяжелая психотравмирующая ситуация. Возможно, этим ребятам понадобится профессиональная помощь специалистов, возможно, медикаментозная помощь, чтобы привести в порядок психику, и чтобы это не отразилось на их отношениях с окружающими в дальнейшей жизни и на всей их дальнейшей судьбе».
Ну а в ближайшее время важнее, конечно, работа спасателей. Сейчас они пытаются найти в пещере сухие полости, чтобы подросткам не пришлось плыть километр без перерыва.