С 19 по 22 августа 1991 года в СССР проходил августовский путч. Группа высших должностных лиц попыталась отстранить от власти действующего президента СССР Михаила Горбачева, чтобы не допустить развала Союза. Участники созданного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) хотели остановить перестройку и реформы. 20 августа республики СССР планировали подписать новый договор, по которому вместо СССР появлялась конфедерация под названием Союз Суверенных Государств. Не все республики хотели вступить в него. 18 августа путчисты приехали на дачу Горбачева в Крыму и предложили ввести в стране ЧП, но он отказался. На следующий день министр обороны СССР ввел в Москву войска. Танки охраняли «Останкино», центральный телеграф, радиостанции и другие важные объекты. Президент РСФСР Борис Ельцин назвал действия ГКЧП госпереворотом. По некоторым оценкам, к вечеру 20 августа у Белого дома находились сотни тысяч человек. Они пришли защитить руководство страны от штурма. К 22 августа стало понятно, что переворот провалился. Что об этом писали зарубежные СМИ в 1991 году — в подборке RTVI.
Washington Post
19 августа
«Ближайшие помощники выгоняют Горбачева»:
«Группа ближайших помощников президента Михаила Горбачева объявила, что пришла к власти и ввела чрезвычайное положение, чтобы спасти Советский Союз от этнической дезинтеграции и экономического хаоса».
20 августа
«Советский Союз — страна разбитых сердец, людей, которые могут только задаться вопросом, придется ли им еще два десятилетия терпеть суровое противодействие и упадок перед тем, как найти другой выход».
21 августа
«Протестующие противостоят танкам в Москве»:
«Сторонники жесткой линии коммунистов, свергнувшие президента Михаила Горбачева, направили танковые колонны к зданию парламента российской республики, спровоцировав отдельные стычки с демонстрантами, защищающими здание».
22 августа
«Советский переворот провалился»:
«Президент Михаил Горбачев вернулся к власти в советской столице после краха трехдневного переворота и ареста членов распущенной хунты».
New York Times
19 августа
«Военные и КГБ отстранили от должности Михаила Горбачева во время его отпуска в Крыму. Объявление „советского руководства“ было сделано, когда Горбачев приступил к разделению власти с республиками. Этим утром внезапное объявление потрясло нацию и привело к появлению информации о том, что Кремль официально объявил чрезвычайное положение. Переворот был предсказан. Очевидное устранение господина Горбачева через шесть лет после его реформ „перестройки“ произошло через три дня после того, как его бывший советник по реформам Александр Яковлев, из коммунистической партии, предупредил о грядущем государственном перевороте».
21 августа
«Сопротивление советскому захвату растет по мере того, как дерзкая толпа митингует за Ельцина»:
«Лидеры кремлевского переворота, столкнувшись с растущим сопротивлением, ответили … комендантским часом и армией в Москве, что спровоцировало столкновения с рассерженными гражданами. Ночное насилие, в котором из-за нарушения военного комендантского часа погибли как минимум три человека, произошло спустя несколько тревожных дней, когда огромные толпы пытались встать на защиту штаб-квартиры президента РСФСР Бориса Ельцина».
22 августа
«Горбачев возвращается, когда переворот провалился, а Ельцин обретает новую силу»:
«Презрение масс и верность армии сломали заговор. Переворот радикальных коммунистов потерпел поражение так же внезапно, как начался. Ранним утром президент Михаил Горбачев вернулся в Москву, чтобы взять ситуацию под контроль».
LeMonde
20 августа
«Танки останавливаются на красный свет»:
«Делегаты 57-го съезда Международной федерации библиотечных ассоциаций не могут поверить своим глазам: ряды танков и военных грузовиков, идущие по Москве к Кремлю, тихо останавливаются на красных светофорах! Переворот? Ранним утром понедельника в Москве все казалось спокойным. После стало известно о смещении господина Горбачева.
Пессимизм и ожидание кажутся самыми распространенными чувствами. Никто не верит, что прежний режим может быть восстановлен».
«СССР: крах коммунистической партии»:
«Консерваторы, столкнувшиеся с распадом Советского Союза и угрозой, которую представляет для Федерации проект Союзного договора, и утверждающие, что 19 августа захватили власть в Москве, больше двух лет подвергаются унижению: маргинализации Коммунистической партии Советского Союза, которая раньше была самым могущественным органом в стране».
21 августа
«Отказ гарантирован, но когда? Примечательно, что большинство комментариев, которые звучат в Москве и за рубежом, касаются только этого вопроса. Нет никаких сомнений в том, что эта попытка спасти старый режим обречена на провал. Ничего общего со свержением Хрущева в 1964 году — когда система еще не пострадала, а экономика все еще была прочной».
«После того как Джордж Буш, Франция и Германия 20 августа потребовали … восстановления господина Горбачева в его должности, Ролан Дюма предложил срочно созвать Европейский совет для изучения изменений в Советском Союзе. Франция также хочет, чтобы премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс, смог в кратчайшие сроки встретиться с господином Горбачевым и проверить его состояние здоровья».
22 августа
«В ночь с 20 на 21 августа в Москве из-за инцидентов с бронетранспортером погибли от трех до пяти москвичей. Однако военного вмешательства, которого опасались сторонники Бориса Ельцина, против российского парламента, где они обосновались, не произошло».
«Вашингтон: Джордж Буш поддерживает Ельцина, пытаясь оказать давление на хунту»:
«Президент Джордж Буш ясно дал понять, что правительство США поддерживает президента России Бориса Ельцина и его призывы к господину Горбачеву вернуться к рулю. В то же время он отправил нового посла США в СССР в Москву, чтобы попытаться убедить новые власти вернуться к законности».
Жанна Антохина