18 января в России начнется массовая вакцинация от коронавируса. Задача ― сделать так, чтобы к осени у большинства жителей страны сформировался коллективный иммунитет. Разработчики вакцины «Спутник V» утверждают, что в России от COVID-19 уже привили больше полутора миллионов человек. Независимые аналитики недоумевают, откуда взялись такие цифры. Судя по открытым данным, вакцину получили в лучшем случае около 300 тысяч россиян. Хватит ли вакцины на всех и почему Путин до сих пор не сделал прививку на глазах у всей страны, разбирался корреспондент RTVI Андрей Ежов.
Татьяна Лесько, медсестра: «59 человек с восьми утра уже прошло. Сейчас в основном только пенсионеры».
Долгие раздумья, идти вакцинироваться или нет, Раису Сидорову не посещали. Как только на прививки от COVID-19 в Москве открыли свободную запись, да еще и пообещали разблокировать карту для льготного проезда, она тут же воспользовалась правом на укол.
К эффективности и безопасности российской вакцины «Спутник V» вопросы есть у многих, но только не у отважной пенсионерки. Раиса Сидорова говорит, что новости федеральных телеканалов о прививках смотрит не отрываясь. Ее они убеждают и вдохновляют, а потому о последствиях она не беспокоится.
Раиса Сидорова, пенсионерка: «Рада, что так быстро, конечно, пришли прививки к нам. Я доверяю, вообще-то, своей родине. Правда доверяю!»
Разработчиков российской вакцины ученые, правда, не первый месяц обвиняют в небрежном обращении с данными клинических испытаний и сокрытии важных деталей о том, как действует препарат. Но эта неопределенность москвичей, которые пришли на вакцинацию, кажется, пугает куда меньше, чем перспектива заразиться коронавирусом.
Андрей Тяжельников, главврач московской поликлиники № 121: «Абсолютно точно можно сказать, что интерес повышается по мере того, как открывается возможность записи для новых категорий пациентов, которые могут записаться на прививку. Количество желающих растет».
От вопросов о количестве получивших вакцину пациентов главный врач уходит, переадресовывает к московской мэрии. Там рапортуют о 140 тысячах привитых. Даже если это правда, то вакцинировано около 1% от всего населения города.
То, что Москва ― это не совсем Россия, известно, наверное, каждому в стране. В столичных поликлиниках препарата «Спутник V» в достатке. Вот только во многих других регионах России свободной записи на прививки до сих пор нет. И вот на этом противоречивом фоне Кремль объявил о начале массовой вакцинации россиян уже с 18 января.
До этого вакцинация в России называлась «масштабной», но теперь-то ― дали понять в Кремле ― все будет по-другому. Правительство пообещало до конца месяца распределить больше двух миллионов доз. А Владимир Путин назвал «Спутник V» ни больше ни меньше лучшим в мире препаратом.
Владимир Путин, президент России: «Слава богу, вакцина наша не требует при транспортировке каких-то экстренных, необычных условий, как там минус 50, минус 70. У нас все гораздо проще и эффективнее работает».
Минус 18, которых требует «Спутник V», вообще-то тоже необычные условия. И создавать их для доставки вакцины по огромной стране приходится с нуля. Инфраструктура эта, видимо, будет рассчитана на один раз. Пока, впрочем, и до этого далеко. Препарат на этой неделе закончился в Петербурге, где его и производят. Что тогда говорить о других городах?
Татьяна Соломатина, депутат Госдумы («Единая Россия», Томская область): «Вакцины не хватает, желающих много. У нас даже, по-моему, проблемы с сайтом на запись».
В Томской области появление сколько-нибудь значительного количества препарата ждут не раньше марта. Зато вакцина уже есть в Сербии. «Спутником V» прививают спикера парламента и главу МВД. Партию ампул отправили и в Аргентину. А 15 января российский препарат зарегистрировали в Парагвае, и что-то подсказывает: туда вскоре тоже отправится борт с вакциной.
Политолог Глеб Павловский решился на укол «Спутником V» просто потому, что альтернативы ему в России пока нет. Если бы был Pfizer, привился бы им. Особого ажиотажа вокруг вакцинации в стране Павловский пока не видит и вспоминает свою, как он говорит, «тоталитарную молодость».
Глеб Павловский, политолог: «Люди как-то тянулись к тому, что рекомендует наука. Наука рекомендует прививаться ― народ прививается. А сейчас тут такое сопротивление внутреннее есть у людей, оно мне не вполне понятно. Но оно есть, несомненно. В нашем обществе принято троллить и высмеивать все, что делает власть любая: хоть царская, хоть сталинская, хоть путинская».
Самая впечатляющая скорость вакцинации в масштабах всей планеты сейчас в Израиле. Привиты уже два миллиона человек из девяти. В других странах, не только в России, есть проблемы. Где-то сильно возмущаются антипрививочники, где-то не хватает препаратов. Либо власти попросту не в силах организовать вакцинацию.
Ирина Якутенко, молекулярный биолог: «В некоторых странах не до конца ясно, что происходит. Например, в России я, по крайней мере, встречала оценки, которые отличались в несколько раз по количеству привитых. Но даже если мы возьмем официальные цифры, порядка полутора миллионов получили вакцину, то это все равно очень мало. В России 146 миллионов человек».
Александр Плющев, журналист «Эха Москвы»: «Насчет недоверия населения, возможно, оно есть, но это не самое главное. Потому что сейчас желающих, судя по всему, гораздо больше, чем есть вакцин в регионах. Я не знаю ни одного региона, где людей бы приглашали на вакцинирование и никто не шел. Там было бы полно свободных мест. Сейчас никого гнать на вакцинирование не надо, люди сами идут».
Сам Плющев пришел на укол «Спутником V» в числе первых. Госпропагандисты потом долго отрабатывали в эфире нарратив, что «либералы, которые ненавидят все российское, от вакцины не отказались». При этом кремлевские каналы почему-то не стали упоминать, что Владимир Путин, в отличие от других мировых лидеров, так и не сделал прививку на глазах у всей страны.
Глеб Павловский, политолог: «Я не думаю, что он поднимет число вакцинированных своей вакциной больше, чем на пару процентов».
Александр Плющев, журналист «Эха Москвы»: «Даже если он просто покажет, что он прививается, я не знаю, привьется он или нет на самом деле, но если он просто покажет, я уверен, что количество желающих возрастет, может быть, даже в разы. Представьте себе, и сейчас-то дефицит вакцины, а если в четыре раза больше, в три раза больше, да пусть даже в два раза больше будет желающих? В один день, причем, их прибавится настолько. И естественно, мне кажется, что отказ Владимира Путина вакцинироваться сейчас и даже показывать, что он вакцинируется, связан, в том числе и с этим».
При этом вариантов кроме «Спутника V» у россиян нет. На этой неделе, правда, заговорили о том, что в подмосковном филиале израильской клиники чуть ли не «из-под прилавка» за деньги вакцинируют препаратом от Pfizer. Слухи эти, кстати, породила депутат Госдумы.
Татьяна Соломатина, депутат Госдумы («Единая Россия», Томская область): «Мне просто предложили записаться и привиться. Но я сказала, что я не могу, я в Томске, в регионе. И мне уже нет времени ждать прививку, Pfizer это будет, „Спутник“ это будет, либо это будет векторовская вакцина. Просто у каждого человека должен быть выбор, что он захочет».
Выбора этого, видимо, не будет еще долго. Чиновники от медицины накануне дали понять, что незарегистрированным вакцинам путь даже в частные клиники, работающие на особых правовых условиях, будет заказан. А это значит, что россиян ждет только «Спутник V». Несмотря на низкую скорость его производства и проблемы с логистикой.
Ирина Якутенко, молекулярный биолог: «Это опасная ситуация, потому что когда мы медленно наращиваем процент иммунных, мы даем вирусу, с одной стороны, возможность изменяться, а с другой стороны, заставляем его изменяться. Потому что ему становится сложнее распространяться. Он перепрыгнул на кого-то, а у человека иммунитет. Соответственно, если случайно в предыдущем делении у него появилась мутация, которая позволяет от части антител хотя бы уйти и проникнуть в клетки, и такие вирусы получат преимущество».
Да и разговоров о новых штаммах коронавируса с каждым днем становится все больше. Ученые пытаются людей успокаивать, но голоса разума и просвещения доходят не до каждого.
Глеб Павловский, политолог: «Люди немножко потихоньку сходят с ума. Если это продлится еще дольше, то мы не узнаем мир, в котором живем».
При этом станут ли вакцины стопроцентным спасением от пандемии, сейчас не берутся гарантировать даже ученые. Слишком мало времени прошло. Так что человечеству остается только гадать: сколько это все продлится и когда наконец закончится.