В середине февраля Стивен Спилберг заявил, что фильмы, которые сначала появляются на стриминговых сервисах, а не в кинотеатрах, не должны номинироваться на «Оскар». Режиссер не просто высказал свое мнение — он хочет добиться поддержки других кинематографистов и добиться запрета от Американской киноакадемии, которая и вручает награду.

UPD. В начале апреля Минюст США предупредил киноакадемию, что потенциальный запрет на участие в «Оскаре» стриминговых сервисов может нарушать антимонопольное законодательство.

UPD2. Совет судей киноакадемии не стал запрещать фильмам, выпущенным на стриминговых сервисах, номинироваться на «Оскар».

Свое недовольство Спилберг, который входит в состав судейского совета «Оскара» от режиссерской гильдии, впервые начал выражать почти за год до церемонии. Еще в марте 2018 года он говорил: «Как только ты подписался на тв-формат, то ты делаешь телевизионный фильм. Если это хороший фильм, то ты, конечно, заслуживаешь „Эмми“, но не „Оскар“».

«Мне не кажется, что фильмы, которые меньше недели прокатывались в паре кинотеатров, должны номинироваться на награду Американской киноакадемии», — объяснял свою позицию Спилберг.

К этой теме режиссер вернулся в феврале 2019 года после того, как одним из главных претендентов на «Оскар»-2019 стала картина Альфонсо Куарона «Рома», права на прокат которой приобрел Netflix. Фильм получил 10 номинаций и в итоге выиграл в трех: за режиссуру, операторскую работу и как лучший иностранный фильм. Картина получила еще несколько десятков наград, хотя в кинотеатрах шла ограниченным прокатом.

И хотя «Рома» не получила главную награду как лучший фильм (ее взяла «Зеленая книга», которую как раз поддерживал Спилберг), ее триумф оказался достаточно пугающим для Спилберга, чтобы запустить кампанию за изменение правил выдвижения на «Оскар».

В 2015 году еще один эксклюзив Netflix — фильм «Безродные звери» Кэри Фукунаги — тоже получил множество наград именно как полноценный фильм, а не тв-шоу. Но на «Оскар» драму о гражданской войне в Западной Африке все-таки не номинировали.

Netflix во многом пошел на компромисс, выпуская «Рому» и, например, новый фильм братьев Коэнов «Баллада Бастера Скраггза». Если до этого стриминг-сервис в принципе не выпускал свои фильмы в кинотеатрах (например, «Окчу» Пон Чжун Хо, из-за чего компанию освистали в Каннах), то в этот раз он специально для «Оскара» обеспечил им прокат, пусть и ограниченный.

Предложение Спилберга многие критикуют за то, что оно может косвенно ударить по независимым фильмам. Если, например, на «Оскар» не будут номинировать фильм с ограниченным прокатом, то это может сказаться не только на фильмах Netflix, но и на всех инди-картинах, у которых «жизнь» в прокате гораздо короче, чем у «Богемской рапсодии».

Несогласные со Спилбергом отмечали, что хороший фильм остается хорошим вне зависимости от того, где его показывают, а в кинотеатрах все равно в основном идут «„Парки Юрского периода“, а не „Прогульщики“».

Кроме того, не очень понятно, какие именно правила нарушает Netflix. Как пишет IndieWire, основной претензией к «Роме» было то, что стриминг-сервис специально потратил на ее продвижение перед «Оскаром» в несколько раз больше бюджета самого фильма — от $25 млн до $50 млн (Netflix утверждает, что эти деньги были заложены в общий бюджет на маркетинг). При этом получившая в итоге главный «Оскар» «Зеленая книга» потратила на предоскаровскую кампанию всего $5 млн.

Среди других претензий: Netflix не раскрывает финансовые показатели своих фильмов, фильмы сервиса доступны в 190 странах круглые сутки и так далее. Достаточно ли всего этого, чтобы запретить фильмам сервиса претендовать на «Оскар» — вопрос.

И этот вопрос совет судей кинопремии может решить уже в апреле, когда пройдет их очередная встреча. В конце февраля, уже после вручения наград, представитель Спилберга рассказал, что режиссер решительно настроен в отношении Netflix. «Стивен очень серьезно относится к различиям между стримингом и кинотеатральным релизом. Он будет рад, если другие присоединяться к его компании [за изменение правил „Оскара“]», — объяснили в пресс-службе.

Netflix отреагировал на предложение Спилберга у себя в твиттере. «Мы любим кино», — заверили к компании и добавили, что хотят, чтобы у всех желающих была возможность увидеть фильмы, причем одновременно со всеми, а режиссеры могли делиться своими творениями разными способами. «Эти вещи не исключают друг друга», — отметили в Netflix.